Всего пару месяцев назад автопроизводители мира предвкушали суперприбыли, которые им сулил растущий российский авторынок, вдруг ставший вторым в Европе по объему продаж после Германии. Потому Московский автосалон и превзошел по своему размаху международное мотор-шоу в Лондоне, которое такие производители, как Audi, BMW, Aston Martin, Porsche и Rolls-Royce даже не почтили своим присутствием. Все ставки были сделаны на Россию, и все силы в виде серьезно доработанных и слегка подгримированных моделей, концептов, прототипов и прочей техники, включая суперкар
Началось все, как обычно, с США. Последствия ипотечного кризиса не могли не сказаться на автомобильном рынке Америки. Исследование
Что касается отдельных производителей, то американский концерн Ford Motor Co. продал в Америке в сентябре 2008 года на 35% меньше машин, чем в прошлом году, продажи Chrysler LLC сократились на 33%, а General Motors Corp. — на 16%. Падение спроса сказалось и на иностранных автокомпаниях: уровень продаж Toyota Motor Corp. в США упал на 32%, Nissan Motor Co. — на 37%, а Honda Motor Co. — на 24% по сравнению с показателями прошлого года.
Впрочем, спрос на автомобили оставляет желать лучшего и в Европе. Еще в августе текущего года продажи тут упали до уровня 1999 года. Пока европейским автокомпаниям остается лишь сокращать объемы производства, наблюдать за падением своих акций и пытаться спрогнозировать ситуацию на будущее.
Так, по словам председателя совета директоров концерна BMW Норберта Райтхофера, выступившего на
Кризис и взлет цен на топливо сделали свое дело и на российском и прочих грозивших быть перспективными рынках сбыта вроде Бразилии и Восточной Европы. Поначалу никто не верил в стагнацию авторынка России, полагая, что здесь купят все. Однако Том Либби, эксперт маркетинговой компании J.D. Power & Associates, разумно предположил, что «если
Затем некоторые аналитики стали делать заявления о том, что автокомпании снизят цены на свою продукцию. В частности, падение цен на российском рынке предрекал директор по стратегии и развитию группы компаний «Автомир» (Москва) Владимир Петров. Впрочем, в то же время руководитель отдела маркетинга управляющей компании
Если поначалу кто-то из автопроизводителей и пытался заманить потенциальных покупателей незначительными скидками, то теперь стало совершенно ясно, что автомобили не подешевеют и, соответственно, спрос на них будет и дальше падать. Дело в том, что себестоимость автомобилей продолжает расти. Как отметил
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», только за первые пять месяцев 2008 года стоимость холоднокатаного листа, который является основным материалом для производства автомобильных кузовов в России, выросла почти на 50%. Не меньше изменилась стоимость и горячекатаного, и оцинкованного листа. Следовательно, производство машин в России становится все дороже, что неизбежно приведет к росту цен на саму продукцию.