23 октября 2008 года Алексей Иванов сообщил об окончании съемок его совместного телевизионного проекта с Леонидом Парфеновым «Хребет России».
По словам Алексея Иванова концепция этого проекта состоит из двух частей: внешняя нацелена на то, чтобы презентовать Урал на всю Россию, показать, как он выглядит и как его можно осваивать в эпоху потребления. Другая сторона, внутренняя цель – рассказать об Урале как о самодостаточном регионе, который живет по особым законам, немного отличающимся от общероссийских (но не в сепаратистском ключе, потому что Урал – это все равно Россия).
Съемочная группа состояла из двух частей: студия «Намедни» Леонида Парфенова и продюсерский центр «Июль», всего в организации проекта было задействовано 19 человек. За год проведено 8 съемочных экспедиций, преодолено более 20 тысяч километров по Уралу. 112 городов и поселков нашли свое отражение в фильме.
На данный момент продюсерская студия «Июль» завершила свою часть работы над фильмом. Дальнейший процесс находится в руках Леонида Парфенова и студии «Намедни», которые в течение следующего полугода будут заниматься постпродакшеном, и к концу весны 2009 года появятся 4 серии фильма «Хребет России», примерно по 50 минут каждая. Ожидается, что зрители увидят результаты работы на «Первом» канале, так как Константин Эрнст уже заявил о своем желании разместить фильм.
История проекта началась 2 года назад, когда Алексей Иванов рассказал об идее фильма и предложил Юлии Зайцевой и Илье Вилькевичу (продюсерский центр «Июль») заняться организацией проекта. Именно тогда был создан первый пилотный ролик, которым заинтересовался Леонид Парфенов. Год назад было объявлено о начале съемок совместного телевизионного проекта «Хребет России». Этим летом вышел новый ролик, созданный студией «Намедни» и по оценкам Алексея Иванова и людей, которые были причастны к созданию проекта, – который адекватно передает изначальный авторский замысел.
На
Съемки проекта были связаны с экстримом и рисками. Юлия Зайцева рассказала, как, например, ей надо было прыгнуть с четырехметрового водопада на катамаране или пролететь над городищем древних ариев в Аркаиме на моторном дельтаплане, для этого она месяц училась управлять этим летающим средством. Также были съемки на скалах, в пещерах и других местах, которые по определению являются зоной повышенного риска.
Но вопреки мнению, сложившемуся на первый взгляд, нельзя сказать, что маршрут съемочной площадки могут повторить только любители «дикого» туризма и заядлые экстремалы, на практическом опыте выяснилось, что Урал вполне подходит для любителей путешествий, несмотря на некоторые проблемы инфраструктуры — она есть.
Алексей Иванов поделился своей мечтой о создании туристического «железного кольца Урала» между Свердловской и Пермской областями.
Автор проекта уверен, что ему удастся донести своим фильмом отличие Урала от Сибири, не только по видеоряду, но и по смыслу, заложенному в нем, показать уникальность и самобытность региона. И показать, что, несмотря на все особенности и отличия, Урал – это тоже Россия, просто еще одна, другая грань. Автор приводит аналогию с ювелирным делом — «чем больше у драгоценного камня граней, тем ярче блеск; чем больше граней у российского образа жизни, тем ярче блеск России».
P.S. В настоящий момент Алексей Иванов занят созданием фотокниги по проекту «Хребет России», куда войдут около 300 фотографий, сделанных в течение всего съемочного процесса с авторскими комментариями.