Промышленное производство в России в январе 2009 года снизилось на 16% по сравнению с январем 2008 год. По данным Росстата, это максимальное падение темпов промпроизводства за 15 лет: в октябре 1994 года производство промышленной продукции сократилось на 18%.
Даже в сентябре 1998 года – сразу после августовского кризиса – падение промпроизводства в России составило лишь 15%.
Темпы падения промышленного производства заметно ускоряются все последние месяцы: в декабре 2008 было зафиксировано снижение на 10,3% по сравнению с тем же периодом годом ранее, в ноябре – на 8,7%.
По сравнению с предыдущим месяцем промышленное производство в январе 2009 года снизилось на 19,9%.
Провал производственных показателей в январе по сравнению с декабрем – довольно типичное явление в России, вызванное новогодними праздниками, которые продолжаются первые 10 дней января.
Так, в благополучном 2008 году январские показатели, по данным Росстата, упали на 14,4% относительно декабря 2007 года. Но относительно января 2007 года они все равно были выше на 4,5%.
Многие эксперты в своих комментариях были не склонны драматизировать падение промышленного производства. Они указывали, что сильный провал стал следствием действия ряда специфических факторов, таких как остановка автопромышленных предприятий и игра против рубля на бирже, которая в основном прекратилась.
Согласно статистическим данным снизилось производство многих основных продуктов питания, а также ликероводочных изделий.
В январе 2009 года в России было произведено на 20,9% меньше алкогольных напитков, чем в январе 2008 года, и на 52,8% ниже показателя декабря.
По мнению экспертов, отрицательная динамика в этой отрасли объясняется двумя причинами.
По словам зампредседателя Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрия Доброва, в декабре владельцы ликероводочных заводов пытались произвести как можно больше продукции с тем, чтобы в конце года создать ее запасы и заплатить более низкий, чем в январе, акциз.
Кроме того, отметил он, определенное влияние оказывает и снижение платежеспособного спроса.
«Хорошо видно, что рынок движется вниз. Те, кто раньше мог позволить себе водку по 150 рублей за бутылку, переходят на водку по 100 рублей, тот, кто пил водку за 100 рублей, переходят на нелегальную продукцию стоимостью 50–60 рублей», – слова Доброва.