Коммерческий кредит на современном российском рынке давно упрочил свои позиции по причине взаимовыгод этого решения: поставщик получает лояльных покупателей, а покупатель – возможность отсроченного платежа. Однако, ситуация также рискованна для обеих сторон, так как покупатель переплачивает за предоставление кредита, а поставщик вынужден терпеть кассовые разрывы и возможную неоплату товара.
В таком случае удобно появление посредника. Обычно третьей стороной выступает факторинговая компания, предоставляющая комплекс услуг, включающий в себя финансирование поставок, гарантирование поступления платежей или просто покупку дебиторской задолженности. Таким образом, компания оказывает услуги по управлению дебиторской задолженностью (УДЗ), то есть по сопровождению оплаты поставок, начиная с мониторинга сроков оплаты и заканчивая комплексом мероприятий по возврату ДЗ.
Директор дивизиона «Уральский» Национальной Факторинговой Компании Валерия Вялкова прокомментировала схему УДЗ в рамках факторингового обслуживания и отношений поставщик – фактор – покупатель.
При наличии постоянных дебиторов клиент может передать их на факторинг, чтобы получать финансирование на период отсрочки, закрывая образующийся кассовый разрыв. НФК в таком случае финансирует поставки по этим дебиторам и берет на свою ответственность риск возможной неоплаты товара.
С момента заключения договора клиент передает информацию о своих дебиторах для выделения лимита на этих дебиторов и дальнейшего оказания услуг. Размер установленного лимита фактически равен размеру риска, который факторинговая компания принимает на себя.
Важно также, чтобы дебитор дал согласие быть стороной по факторингу, подписав уведомление о переводе платежей на имя Фактора и на проведение сотрудниками факторинговой компании ряда мер по управлению дебиторской задолженностью.