Это первый серьезный анализ мирового мобильного интернета за последние годы. Подобные исследования в нашей страны если и проводятся, то инициируются самими мобильными компаниями, поэтому результаты их являются коммерческой тайной. Большинство данных, которые можно найти в интернете по этой теме, уже морально устарели и относятся к 2007 - 2009 годам.
Properm.ru перевел результаты исследования Google и обобщил данные, собранные о мобильном интернете в России.
На основании исследования можно предположить, что смартфоны стали набирать популярность в нашей стране относительно недавно — в конце 2010 — начале 2011 года. При этом среди 30 стран, участвовавших в выборке, наша страна лидирует по длительности использования смартфонов (наименьший показатель во Франции — только 5% пользователей владеет смартфонами более двух лет). При этом практически треть российских владельцев смартфонов — 27% — не выходят с помощью них в интернет.
Общие предпочтения владельцев смартфонов остаются одинаковыми вне зависимости от страны и даже континента их проживания. Однако в отличие, например, от жителей США и ЮАР, россияне гораздо чаще используют мобильные устройства для чтения новостей и прослушивания музыки, но реже — для совершения финансовых операций.
Всего 23% опрошенных россиян совершают покупки с помощью мобильного интернета. Как показало исследование, дело здесь не в технологической отсталости России, а в низком уровне доверия к безопасности электронных покупок. На вопрос о причинах неиспользования смартфонов в электронной коммерции, 25% респондентов ответили, что не чувствуют безопасности при сделке.
В США и Великобритании количество владельцев смартфонов, совершающих с помощью них электронные покупки, также не превышает 30%. Чаще всего покупки через мобильный интернет совершают жители Азии: китайцы (54%), индийцы (50%) и японцы (45%).
Самые популярные мобильные приложения в России — интернет-браузеры, почтовые клиенты и музыкальные проигрыватели.
По использованию мобильного интернета на рабочем месте русские оказались в числе лидеров среди 30 стран-участниц исследования — 88% респондентов. Обогнали нас по этому показателю только жители Сингапура (91%), Гонконга и ЮАР (у обоих 89%). Наименьшие показатели у испанцев и финов — 72%.
Существенно превзошли всех русские школьники — 57% из опрошенных пользуются мобильным интернетом в учебных заведениях. После идут школьники Тайланда (48%) и Сингапура (43%). В Великобритании этот показатель равен всего 16%.
Практически половина пользователей смартфонов в России — 45% — выходят с помощью смартфонов в интернет 2 и более раз в день. При этом 89% из всех владельцев выходят в интернет также с помощью персонального компьютера (ПК). Это говорит о том, что популярность ПК по-прежнему очень высока, ведь только 3% респондентов полностью отказались от ПК в пользу мобильных телефонов как устройств для работы в интернете.
«Мобильный интернет» в России пока так и остается мобильным, то есть не предполагает длительной работы в интернете. Пользователи отдают предпочтение персональному компьютеру при просмотре видео, поиске информации, чтении почты и совершении покупок (69% опрошенных россиян предпочитают оформлять электронные покупки через ПК).
Так, например, выходя в интернет с помощью мобильного телефона, пользователи просматривают обычно не более 2 страниц сайтов, в то время как при работе в интернете на ПК объем просматриваемой информации вырастает в 2 и более раз.
Силу привычки к ПК подтверждает и тот факт, что отказаться от компьютера в пользу смартфона готовы только 9% респондентов из России.
На основании данных исследования можно констатировать общий рост уровня интернетизации нашей страны, в том числе и за счет увеличения популярности мобильного интернета. Все большее число россиян начинают использовать для работы в интернете одновременно несколько устройств — мобильные гаджеты и персональные компьютеры. При этом отказываться от какого-либо из устройств полностью готовы сегодня немногие.
Персональный компьютер используется чаще для длительной работы, смартфоны — для быстрого просмотра развлекательной информации.
Россияне не верят в высокий уровень безопасности мобильного интернета, поэтому еще не готовы к частым покупкам в интернете и использованию онлайн-банкинга.
Собранная в исследовании информация свидетельствует об общих тенденциях развития мобильного интернета в мире, которые не обходят стороной и нашу страну. При этом крупные азиатские страны, такие как Япония, Китай и Индия сегодня несколько опережают европейские по уровню его развития.
Данные для построения таблиц взяты с сайта www.ourmobileplanet.com.