Торжества по поводу Нового, 2012 года уже позади: все подарки получены и подарены. Однако банки все еще готовы делать приятные сюрпризы вкладчикам в виде повышенной доходности. Примечательно, что в этом году ставки по сезонным депозитам и предновогодние предложения по вкладам достигли беспроцедентно высокого уровня — они на 0,5%-1,5% выше стандартной продуктовой линейки.
Сделать этот шаг финансистов подтолкнули проблемы с ликвидностью: вопрос привлечения капиталов населения опять обострился. Последние два года банки не нуждались в деньгах населения, поэтому ограничивались обычными предпраздничными акциями, вручая клиентам подарки и сувениры и проводя розыгрыши.
Впрочем, масштабное повышение ставок по депозитам произошло не сразу. По словам Татьяны Чернышовой, управляющего кредитно-кассовым офисом «Пермский» банка «Экономический союз», процентные ставки по вкладам стали показывать рост еще летом 2011 года и эта тенденция, в конечном счете, распространилась и на сезонные депозиты. «Банки нуждаются в ликвидности, поэтому и в новогодних акциях они сделали упор на доходность, а не на подарки, которыми уже сложно привлечь вкладчиков. Хотя, конечно, символические презенты, как знак внимания к клиенту, никто не отменял», — добавляет собеседник Properm.ru.
К концу 2011 года повышение процентных ставок не обошло стороной даже лидеров российского рынка по привлечению средств населения. Россельхозбанк по вкладу «Праздничный» предлагает доходность до 8,45%, в Альфа-Банке повышенная до 8,5% годовых ставка действует по депозиту «Удачный год», а в Росбанке «зимняя» доходность достигает 8,7%. Максимальные процентные ставки в линейке вкладов (до 9,5% годовых) по депозиту «Зимний» предложил и МДМ-Банк.
В банке «Русский стандарт» вклад «Сказочный процент» обещает доходность до 12% годовых. Проценты по сезонному депозиту «Теплое отношение» в ОТП Банке чуть ниже (11%), но взамен кредитная организация, оправдывая названия продукта, дарит вкладчикам теплые вещи (шапки, варежки, шарфы и пледы). Промсвязьбанк вручает вкладчикам гарантированный подарочный сертификат на подписку на одно из популярных печатных изданий — журналы «Афиша-Мир», «Афиша-Еда», GEO или газету «Аргументы и факты».
Светлана Щеголева, управляющий региональным операционным офисом «Пермский» банка ВТБ24, говорит, прежде всего, об имиджевой составляющей таких акций, которая, впрочем, не исключает реальный эффект.
Некоторые банки пытаются привлечь вкладчиков к сезонным продуктам с помощью денежных призов. К примеру, пермский «Урал ФД» в рамках акции «Зимние открытия» каждому участнику акции вручает новогодний подарок, а каждого сотого клиента, который открыл или пополнил депозитный счет, ожидают дополнительные 3 тыс. рублей. Более того, тот вкладчик, который до 31 января 2012 года пополнит счет максимальное количество раз, выиграет 30 тыс. рублей. Бинбанк в конце января 2012 года проведет уже второй розыгрыш призов среди граждан, открывших сезонный вклад «Праздничный». Банк обещает разыграть 50 призов по 10 тыс. рублей и главный приз на 100 тыс. рублей. А Восточный экспресс банк решил привлечь вкладчиков другими своими же продуктами. Так, оформляя депозит «Рождественский», они получают в подарок дебетовую, а также кредитную карты.
Впрочем, как заверяют собеседники Properm.ru, высокая доходность по сезонным депозитам отнюдь не является благотворительностью для банков.
Открыть «зимний» депозит с повышенной ставкой можно будет до конца января-февраля. Таким образом, уже через месяц банки перестанут принимать средства населения под обязательства повышенной доходности.