20 апреля состоялась одна из самых интересных для профессиональных журналистов и «обычных» блоггеров сессий форума. Если в прошлом году безусловным «хедлайнером» обсуждения был Демьян Кудрявцев, то в этом им стал, по признанию многих коллег, Николай Усков. Именно руководитель медиа-группы «Живи!», который пришел в бизнес Михаила Прохорова из главредов GQ в феврале этого года, сформулировал ключевые для журналистского сообщества тезисы.
1. Интернет перестал быть стихийным. Это по-прежнему океан, но он управляем, и течения в нем можно задавать. И они задаются. Все, что мы видим как «стихийный», «вирусный» и прочие волновые эффекты — скорее всего результат чьей-то работы.
2. Даже интернет не сделал чиновников более открытыми. Твиттер Медведева не привел к открытости Медведева. Один из методов работы современных чиновников со СМИ — сознательное игнорирование. Поэтому жанр «расследование» может умереть — из профессии уходят люди, которые могли ими заниматься, потому что результаты сознательно игнорируются (по Магнитскому раскопали абсолютно всё, а расследование о банде в Кущевской было проведено журналистами и положено на стол на очередном заседании Общественного совета Медведеву за год до трагедии, на что он сказал «угу», — Светлана Сорокина).
3. Поэтому журналистика факта, англосаксонская модель, не работает. Никого не впечатляют многотомные исследования о коррупции в РПЦ. Впечатляет «фотошоп» часов на руке патриарха. «Выкинуть американский журнализм и вернуться к публицистике. Надо просто и эмоционально формулировать. Эмоционально раскачивать общество. Трепетать.» (Василий Гатов уместно вспомнил о уже существующем термине: Инфотейменте как будущем витке развития СМИ.)
Однако, как отметил Игорь Садреев (главред The Village), даже «раскачанная» тема чаще всего упирается в игнорирование уже на уровне исполнительной власти — подданые по результатам публикации людьми заявления чаще всего игнорируются уже в инстанциях, как до этого игнорировался сигнал из СМИ.