Микрофинансовая мимикрия: У банков появились агрессивные «двойники»

29 октября 2012, 09:13
Российские банки традиционно не удовлетворяют спрос на микрокредиты. Пользуясь беспомощностью финансовых тяжеловесов, этот рынок активно осваивают микрофинансовые организации. Более того, сегодня они уже готовы не только выдавать деньги взаймы, но и брать их на хранение.

Темпы развития микрофинансовых организаций (МФО) впечатляют. Число МФО в Пермском крае уже превысило количество банков. Для сравнения: свои филиалы, представительства и операционные офисы в регионе открыли более 80 банков, тогда как число микрофинансистов перевалило за 120 (!) компаний. Они активно «отгрызают» у банков долю рынка кредитования населения и малого бизнеса. Впрочем, банкиры и микрофинансисты в один голос говорят, что обслуживают совершенно разных клиентов.

Однако это не мешает некоторым МФО пользоваться сходством с банками. К примеру, официальный сайт компании »Деньга» носит название dengabank, хотя к банку организация отношения не имеет и лицензией на осуществление банковских операций не обладает. Еще пример — название и логотип другой организации — »Хоум Финанс» — рождает ассоциации с Хоум Кредит энд Финанс Банком. В этих условиях подавляющая часть клиентов-физлиц не видит разницы между банком и МФО и не понимает, что кредит, полученный с такой легкостью, может влететь в копеечку. Правда, именно быстрота и легкость получения обуславливает столь высокую ставку по займам в МФО.

Проценты, под которые сегодня выдают займы некоторые микрофинансовые организации, повергают в шок даже бывалых банкиров. «Банковский бизнес прозрачен, нас сегодня контролируют «от» и «до», тогда как деятельность микрофинансовых организаций практически не контролируется. И при этом они выдают займы населению под грабительскую ставку, доходящую до 1–2% в день», — отметил управляющий филиалом одного из банков на условиях анонимности.

Более того, некоторые микрофинансовые организации готовы сегодня не только одолжить деньги населению, но и принять их на хранение. Из 10 первых попавшихся МФО в Перми, в трех Properm.ru обнаружил продукт, аналогичный банковскому вкладу. По мнению Алексея Бушуева, заместителя директора по развитию клиентов и продажам дирекции по брокерскому бизнесу Финансовой группы БКС, это уже делает их похожими не только на банки, но и на кредитные потребительские кооперативы. Отметим, в Перми на многие КПК были заведены уголовные дела, которые закончились реальными сроками.

К слову, далеко не все микрофинансовые организации, представленные в Перми, работают на законных основаниях. Если вы решились прибегнуть к услугам любой из них, проверьте, включена ли компания в государственный реестр микрофинансовых организаций (список компаний — за ссылкой).

Число МФО в Перми регулярно растет как за счет уже работающих в регионе компаний, которые расширяют сеть отделений, так и за счет новых игроков, которые только собираются осваивать рынок Прикамья. К примеру, о своих амбициозных планах Properm.ru рассказали в микрофинансовой компании «МигКредит». По словам заместителя генерального директора по развитию бизнеса Динары Юнусовой, на сегодняшний день в Пермском крае работает семь точек продаж розничной сети МигКредит, а до конца 2012 года компания намерена увеличить их число до 14. Помимо «МигКредит», в Пермском крае представлены и другие крупные игроки, например, «Финотдел» и «Домашние Деньги», входящие в одну группу компаний, принадлежащую известному финансисту Евгению Бернштаму.

Агрессивное развитие МФО объясняется неудовлетворенным спросом заемщиков, которые не могут получить кредиты в банках. «Очевидно, что население и представители малого бизнеса России имеют высокую потребность в микрозаймах и существующие кредитные организации пока не могут ее удовлетворить. По данным экспертов Российского Микрофинансового Центра «НАУМИР», рынок МФО в России покрывает только 10% от потенциального спроса на микрофинансирование», — говорит в компании «Финотдел».

Константин Колчанов, директор регионального центра Хоум Кредит энд Финанс Банка: Целевые аудитории микрофинансовых организаций и банков пересекаются слабо. Микрофинансовый займ — это небольшая сумма денег от 2 до 30 тыс. рублей. Обычно она выдается на срок до 6 месяцев и под высокий процент, который равен в среднем 120–150% годовых. Тогда как у банков средняя сумма кредита гораздо выше, ставка — ниже, а срок — больше.

Эти правила действуют и в отношении малого бизнеса.

Екатерина Сидорова, генеральный директор компании «Финотдел»: К банкам, как правило, обращаются компании, существующие на рынке не первый год, способные предоставить финансовую отчетность и залог. Большое значение придаётся безупречной репутации и кредитной истории заемщика. Малый бизнес для банков начинается с клиента, имеющего потребность в сумме от 5 до 20 млн рублей. А клиентом микрофинансовой организации может стать компания, работающая на рынке и менее года и нуждающаяся в займе до 1 млн рублей.

По словам Динары Юнусовой, микрофинансовые организации даже продукты создают таким образом, чтобы разделить финансовые потоки с банками. «Банки предпочитают даже в относительно простых потребительских продуктах минимизировать риски, пристально рассматривая кредитную историю заемщика. Мы готовы выдавать займы людям даже с несовершенной кредитной историей или тем, кто по каким-либо причинам не всегда может документально подтвердить свои доходы», — говорит эксперт.

Так что пока банкиры обходят таких клиентов стороной, микрофинансовые организации будут все шире открывать для них свои двери.

#Спецпроекты #Мнения #Банки #Микрофинансовые организации #Пермь в цифрах #Заемщики #Бушуев #Колчанов #Бернштам #Юнусова #Сидорова
Подпишитесь