Люди это или не люди? Что в них человеческого? Одних режут прямо на улицах, другие сидят по домам и покорно ждут своей очереди. И каждый думает: кого угодно, только не меня.
Стругацкие «Трудно быть богом».
Чтобы понять логику события, надо всего лишь погуглить интернет, и ту его часть , которая обычно не вызывает восторга у добропорядочных граждан, предпочитающих читать о кулинарии и биатлоне. Они, конечно, что-то слышали, но это было где-то, не с ними, это там — в диких панельных трущобах на окраине, это на грязных задворках рынков, это на тёмных улицах, когда все приличные люди смотрят программу «время» и ждут сериал.
И если вы все же решитесь на такое, то уберите детей от монитора и приготовьте стопку водки или упаковку корвалола.
Там, где вас нет, и как вы думаете, никогда не будет — другая жизнь. Там вам могут пырнуть ножом в живот только за то, что вы сделали замечание товарищу с востока — не хамить девушке, там вам выстрелят из травмата в лицо, если «гостям города» не понравилось, как вы на них посмотрели, там вас назовут «русская свинья» и будут долго компанией человек в семь пинать ногами, на глазах отвернувшихся в сторону полицейских, а потом запишут в протокол , что вы были пьяны, сами начали драку и вообще это просто бытовой конфликт и нечего тут разжигать на голом месте.
И это далеко не самая страшная часть той жизни, которую вы не хотите знать. Есть и более жуткая, но это не у нас. Пока не у нас, это вообще где-то на Ставрополье — там гремит тротил и десятки людей разлетаются на куски, а за ночь могут вырезать семь человек или приехать на машинах из соседнего района и устроить зачистку непокорных русачков битами.
Есть и более веселая часть, чтобы не нагнетать здесь ксенофобии — этнокультурная. Это когда у вас под окном в пять утра включат в машине популярного кавказского исполнителя, или в уютном ресторане начнут визжать на родном языке как роженицы, заселяться в квартиру вашего подъезда ротой родственников и устроят там ночлежку-лагман, могут просто потанцевать посреди дороги или пострелять из автомобиля. Традиции — понимать надо.
Мы и пытались их понять, долго пытались, и, самое главное — когда же они станут хоть немного считаться и с нами. Когда эта орда переселенцев, оклемавшись с дороги, отъевшись на местных лавашах, отдохнув от перестрелок и крови, начнет привыкать к тому, что здесь нет ни родоплеменного строя, ни перестрелок. У нас не надо сражаться с соседним кланом за пастбище и воды хватит всем. Здесь не крадут невест, не палят из АКМ в праздники, не орут девушкам — эй! не танцуют на улицах, и еще есть много разных местных «не», но для начала хоть бы три выучили.
Увы, не могут выучить даже одного.
Оно им и не надо. Учат когда? Когда спрашивают. А если никто не спрашивает, так кто учить будет? Дураков нет за так учиться.
Но это бы полбеды, если бы не спрашивали…
Беда в том, что потакают. Этот реликт советского дружелюбия, отдельная тема — 70 лет учили русских, что национальная самобытность малых народов — это наше святое богатство, что без этого нам всем каюк и развал, что сам живи впроголодь, но маленьких накорми и обогрей, и ведь выучили, да так, что и с мясом не отодрать эту «науку».
А посему любые товарищи с Востока (с Запада тут нет), приезжая в русские области считают своим первым делом воссоздать здесь свою милую сердцу республику в миниатюре, всю свою традицию сюда перетащить, и жить как им предначертано предками. Товарищей за последние двадцать лет заметно прибыло. Относительно мирная и благополучная Россия, как магнит притянула к себе такое количество товарищей, что уже трудно в этой коммуналке уживаться, когда у всех своя самобытность.
А про самобытность русских вспоминать у нас никто не любит.
Она вроде как и есть, её временами даже вам покажут — пельмешки сварганят на праздник, девочки в кокошниках цветы подарят заезжему чиновнику, хлеб-соль и прочая бурда, этот набор «а-ля рюсь». Но дальше этого — ни шагу назад. Дальше — нацизм и шовинизм, ксенофобия и фашизм. Это тоже урок интернационала — на всех самобытности всё же не хватает, кому-то надо и уступить. Кому — не вопрос. Конечно тем, кто больше, от них не убудет. Угадайте с одного раза кто бы это был?
Уступали весь 20 век. Уступали с кровью и со слезами, отдавали земли, отдавали деньги, строили там, не строили здесь, с пустыми прилавками и в промасленных телагах пахали на союз нерушимый. Допахались в 1991-м. Нерушимый разрушился, братья дали пинком под то самое — не все успели уцелеть… Но, нам мало, видимо не всё ещё отдали. Пока всё не отдадим — не угомонимся?
Теперь очередь подошла к порогу нашего дома. Точнее уже за порогом. Они уже здесь, приехали получить то, что мы еще отдать не успели. И, судя по их рвению и политике партии и правительства, у них есть на это все шансы. Они ребята ушлые, хоть и не шибко образованные, и свою выгоду чуют носом. Как прекрасно осознали и то, что для власти сегодня страшнее слова «русские» только запрет на въезд в ЕС.
Беда пришла, откуда не ждали.
За двадцать лет выросло поколение, слава Богу, лишенное отвратительной совковой интернационалии, когда одни живут за счет других и им же в лицо плюют (или в спину, чтобы не так заметно было), и они не понимают — почему у себя дома они должны что-то уступать тем, кто даже не видит необходимости уважать их, не считает своим долгом считаться с их интересами.
Звонок прозвенел три года назад, на Манеже. И именно тогда власть допустила ошибку, не осознав того, что на улицы вышли не папы, а дети. По привычке работали с папами.
Но папы давно сидят дома или трусливо отводят глаза в трамвае, если чё случится. Папы слились в битве за кусок недвижимости, у них силенок хватит лишь на одиночный пикет против котиков в интернете.
Пермь не Москва, три года ушло на вырост местного Манежа. И он и случился.
Без битв и крови, но произошло именно это. Он вышли раз, они придут еще. Никто их не учил по советским учебникам, никто их не посылал в «артеки», никто им не прививал с экранов дружбу народов. Они за свою короткую жизнь увидели совсем иное и на этом выросли. Они видел видеоролики с отрезанными головами, видели свою родную Пермь, где год от году им оставалось всё меньше места, видели трусливую милицию, которая пасует перед обнаглевшими «соотечественниками», видели, как этнические группировки отмазывают своих отморозков и как власть им в этом помогает, боясь потревожить «межнациональное согласие». Они видели много трусости и лжи, очень много лжи и лицемерия, и поняли, что никто кроме них за них здесь не встанет.
А был у них повод или не было — разве это важно? Если его не было, тем более знаково случившееся. В Москве был труп, там понятнее. А здесь хватило и пары строк в ВК, чтобы они собрались. Значит, есть для этого все основания. И самое точное слово — «допекло».
Попробуйте по какому другому поводу собрать за сутки четыреста подростков. Только с раздачей талонов в пиццерию у вас есть шанс.
На головы этих мальчишек перепуганные чиновники и присосавшиеся к власти сислибы выльют еще много грязи. Их назовут ксенофобами, нацистами, дураками, социопатами, маргиналами — уже и назвали кое-где. Это не страшно, ярлыки эти даже на либералов не сильно действуют, набили оскомину, как и мантры о модернизации.
А судьи кто? Те, кто годами прятал голову в трусы, боясь даже приблизиться к этим вопросам, предпочитая всё решать на бесчисленных совещаниях, раздавая бесчисленные поручения — проработать, проанализировать, отмониторить. Кто годами предпочитал собирать в уютных залах глав диаспор в каракулевых папахах, и при этом умудрился ни разу не пригласить туда ни одного русского националиста, можно подумать, что те, кто в папахах — либералы.
С кем сегодня власть намерена решать эти вопросы? Опять с милыми сердцу молодежными парламентами. Эти нарешают национальную проблему. Они вам таблицу целую нарисуют, и в макбуке что-нибудь в проджекте сбацают. Вы у них спросите хотя бы для начала, кто из них с живым таджиком раз в жизни разговаривал, и не в мэрии, а на рынке. Про дагестанцев и чеченцев и спрашивать нет смысла, они их только по сводкам МВД знают.
Кто сядет за стол переговоров с диаспорами? Чиновники, у которых в ушах только окрик Папы, что местная власть за такие вещи будет отвечать лично и персонально? Не сложно представить на какие уступки они им готовы будут скинуться, лишь бы, не дать повода Москве заподозрить Пермь в неумении решать межнациональные конфликты.
Как ни крути этот барабан, а получим всё то же, нет политической силы, которая представляет интересы русского народа, а значит, все эти телодвижения опять закончатся профанацией и лицемерием. И начинать надо с этого, с главного.
А то будет, как в тот раз, когда на подобном совещании у Путина глава какой-то диаспоры прямо спросил — «А кто здесь русских представляет?». И Путин выглядел, как Карлсон, укравший плюшки.
Пермь имеет свои плюсы. Здесь вполне позитивный опыт совместного проживания разных народов — русских, коми, татар, башкир, евреев, поляков, и еще нет кровавого опыта Юга России. На этот опыт и надо опираться, на коренную часть населения, веками здесь живущую вполне мирно. Это главная опора края, и единственное спасение от вполне реального негативного сценария.
Только не надо усердно толерантить, как наша уполномоченная по правам человека г-жа Марголина — «полиция показала свою готовность оперативно отвечать на возможные угрозы обществу». Общество как раз видит эти угрозы, и не совсем там, где их видит она. Общество в большинстве поддержало акцию ребят 12.01.
Даже аудитория Эха Перми, а это не радио-шансон, на 80% выразило с ними солидарность. Так какое общество от кого мы собралась защищать? Пора вспомнить про эти 80%. Это, как бы кому не показалось диким, тоже часть общества, и вполне ощутимая.