К Ивану Купала через Калинов Мост. Фоторепортаж в гостях у неоязычников

4 июля 2014, 11:35
Блогер Алексей Старков пробрался на правильную поляну, секрет местонахождения которой выдается только посвященным в таинства славянских языческих обрядов, и понаблюдал за праздником.

28 июня рано утром мы выехали через Краснокамск в Оханский район. Прогноз погоды был неутешительный, но с утра светило солнышко, воздух постепенно прогревался, что вселяло определенные надежды на традиционный финал русалий. Спустя два часа езды, свернув с магистрали, через пару километров мы увидели неприметный указатель на обочине и с десяток машин, припаркованных неподалеку.

Вот что написано про праздник Купало в группе организаторов мероприятия:

Купало — традиционный славянский обряд. Самый почитаемый летний светлый праздник для всех славян, празднуется неделю после летнего солнцеворота. Имеет ряд названий: Купало, Большой летний обряд, Летник, Ладоница. (В христианской традиции — Иван Купала, с перенесением празднования на июль).

Неделю празднества Купалы в славянской традиции — с 21 по 27 июня — называли Купальской, или Русальи дни. Считалось, что травы в эти дни обладают особой магической силой, особенно папоротник. Образное мышление наших предков позволяет понять, что всем известный цвет папоротника — это энергетический образ, в том числе символ людей, словно расцветающих на папоротнике. Называют это время и Зелёными святками, считалось, что в это время вода святится и происходят разные чудеса.

Купальские обряды направлены на лажение: лад в отношениях, лад в семье, лад в быту, социуме и пр. Ладо — период становления гармонии (лада) во всём. Неслучайно купальский период в некоторых местностях называли праздником Лады (и чествовали богиню Ладу).

Пока мы таскали вещи (на саму поляну даже моя Нива не пройдет), ставили палатку в специально отведенном месте и переодевались, праздник начался без нас с зажжения костра. Мы пришли на поляну как раз к обряду знакомства. В круг встало пять десятков человек, половина из которых были женщины, иногда с грудными детьми на руках. Бросалось в глаза вежливое и благожелательное расположение собравшихся.

Руководил всем действием ведун/жрец/волхв (а на самом деле вежливец) Добромир. С двумя факелами он подходил к участнику обряда, обмахивал его и просил громко назвать свое имя и откуда тот приехал на поляну. Посвященные называли имя принятое, остальные по паспорту. Сразу было видно. что многие хорошо знают друг друга, посторонних было мало.

За Добромиром следовала Арина и обносила деревянной братиной полной квасу тех, кто уже назвал себя. Основная часть участников приехала из Перми. Много из Березников, есть из районов Пермского края. Самые дальние гости из Екатеринбурга и Кронштадта.

Про одежду участников стоит сказать отдельно. Примерно треть была одета добротно и в соответствии с мероприятием, у многих ленточки или тесьмы с типичным финно-угорским орнаментом в виде свастик. Яловые сапоги были только у Добромира, отчего он местами смахивал на Будулая. Конечно этнографы возможно не найдут здесь ни одного канонического костюма, но в целом дух праздника передан.

Основная же часть участников носила только какой-либо элемент костюма, рубаху, юбку, ленточку или пояс. К этой категории относился и я, найдя среди рабочей одежды отца «вышиванку» 50-х годов. Были вообще странные сочетания, например, рубахи и кроссовок. Небольшая часть особо не утруждаясь пришла в цивильном, камуфляже или костюме Adidas.

Все эти наблюдения помогали понять, что перед нами не реконструкторское сообщество в чистом виде. Реконструкторы и историки не допустят в своем костюме современных вещей или использование на мероприятии неканонических технологий и продуктов. Здесь таких строгих правил не было.

Это явно не тот жанр мероприятия, который широко известен нам по городам и поселкам, поставившим праздник Ивана Купала на поток, в целях привлечения туристов и развлечения местных жителей. Это нечто другое.

Сначала был обряд бросания зерен в огонь. Славя богов и отдавая им требы участники добиваются их благорасположения. Затем был обряд «Праща» от слова «прощать». Каждый своим ножом вытаскивал из костра уголек и нес его на ноже или руке в горшочек, обвязанный лентами. Я конечно оплошал. При наличии ножа и некотором ассортименте ремней для его ношения я ничего не взял с собой и подпоясался простым красным шнурочком из которого в процессе мероприятия сплел таки веревочку. Пришлось брать инструмент у доброй тетеньки.

Между тем Добромир выполнял какие-то магические действия с бубном, ударяя в него и одновременно прислушиваясь.

Все, четыре горшочка заполнились угольками. Кладут их не просто так, а с приговорами. Потом горшочки начинают раскручивать над головой, приговаривая, а остальные участники крича и издавая различные звуки помогают. Каждый крутил горшочек в своем темпе. Кто-то плавно и медленно. А кто-то неистово и изо всех сил.

Говорят, иногда горшочки отрываются и могут попасть кому-то в голову. Какое уж там прощение. Но в этот раз обошлось.

Следующим этапом была подготовка к обряду Огненного Коловрата. Для этого опять таки приговаривая надо было обернуть берестой железное колесо от телеги. Бересту почему-то привязывали проволокой.

Готово. Установка колеса закончилась хороводом. Но пока колесо оставили в покое. Его подожгут когда стемнеет. Сейчас — настало время другого обряда — «Калинов мост». По бревну, горящему в костре надо пробежать босиком и прокричать желание, которое обязательно сбудется. Есть правда одна тонкость. Пробежать надо со свободными чреслами, то есть без нижнего белья. Лучше конечно и без порток, но не у всех это позволяла сделать длина рубашки.

Пробежал по бревну трижды. Правда не чисто, до конца бревна дойти не получалось, после костра спрыгивал. Надо тренировать вестибулярный аппарат. Слегка прижег ступни в нескольких местах — саднило. Зато бонусом полная депиляция голеней. Ну, думаю, утром будут ступни болеть и волдыри пойдут. Какого же было мое удивление, когда к вечеру ноги успокоились, а утром я вообще про них забыл.

После обеда все увлеченно плетут венки для продолжения обрядов. С венками кружатся и смотрят через них на солнце, наверное опять что-то загадывают.

Наступила очередь обряда оборотничества. Обряд проходил на отдельной поляне. Фотографировать его было нельзя. Попробую описать. В центре поляны, которую окружают темные ели и крутые склоны речной террасы создают небольшой амфитеатр, разжигают костер. Вокруг встают мужчины или женщины, обряд проводится раздельно. В костер бросают зверобой и папоротник, дым затягивает все вокруг, люди начинают бежать против часовой стрелки вокруг костра. Дым от движения тел закручивается в спирали. Вдруг, прямые лучи солнца, пробившись сквозь ветки елей прорезают его…

Смысл обряда в том, что пройдя через него ты можешь достигнуть состояния измененного сознания и узнать свой тотем. Но не всегда и не всем это удается. В этот раз не получилось, наверное было много народу, да и женщины подсматривали. Кстати, обряд можно проводить только два раза в году.

Настало время зажигать колесо. Факелы зажигаются от костра. Под песню «Гори, гори ясно…» проходит обряд Огненного Коловрата.

Кульминацией праздника стали конечно же прыжки через костер, после которых начались купания. Купались в специально оборудованной купальне. Ручей перегородили временной плотинкой и вода поднялась.

Все, ливень и гроза. Бегу в палатку, по дороге прикидывая сорвет или не сорвет ее ветром. Все обошлось. Погода в этот день практически совпала со сценарием праздника. Ночью я спал, хотя что-то еще явно происходило, но я ничего не слышал и не видел.

Утром следующего дня обряды продолжились. Мужчины и женщины разошлись по разным полянам. Чем занимались женщины не знаю — наверное опять хороводы водили, а мужчины состязались в различных видах борьбы.

Спустя какое-то время мужчины направились посмотреть, что там происходит на женской поляне. Вперед выслали лазутчиков. А происходило там вот что. Женщины украсили березку ленточками, виднеется справа сквозь ветки, и действительно водили хоровод вокруг костра. И тут вероломно налетели мужчины, задача которых была «заломать березку».

Похороны березки. Ее несут на главную поляну под народные песни. Надо обязательно держаться за ветви.

На поляне продолжаются молодецкие забавы. В этом соревновании надо увернутся от меча. Для остроты ощущений взяли железный.

Потом кто не напрыгался через костер прыгали, кто не накупался — купались, но я этого уже не видел — ушел сворачивать палатку. Надо ехать домой. В сухом остатке полторы тысячи фотографий, знакомство с новыми духовными практиками и почему-то стойкое решение бросить курить.

Алексей Старков для Properm.ru

#Видео #Спецпроекты #Общество #Фоторепортаж #Иван купала #Язычники #Купало
Подпишитесь