9 тысяч фотографий в день. Как в Перми «Яндекс.Панорамы» снимали

9 тысяч фотографий в день. Как в Перми «Яндекс.Панорамы» снимали

30 сентября 2014, 09:00
«Наверное, так себя чувствуют люди на Bugatti Veyron», — сидя за рулем «LADA Granta» шутит Алексей. За последние дни его машина в Перми привлекла к себе больше внимания, чем самая навороченная иномарка.

Впервые машину съемочной команды я увидел под окнами редакции — бордовая «LADA Granta» с непонятной конструкцией на крыше и свердловскими номерами. Прохожие бросают любопытные взгляды, проходя мимо.

Со стороны Соборной площади выходит молодой человек в желтой футболке, увлеченно разглядывающий что-то на планшете. Он — один из тех, благодаря кому появляются панорамы на «Яндекс.Картах». Договариваемся созвониться и расходимся.

Утро. Встречаемся на улице Пермской. Машина прогревается, «голова», как называют ее мои новые знакомые, уже установлена и напоминает маленького рыцаря в квадратныx доспеxаx, оседлавшего бордового дракона.

Владимир и Алексей в Перми уже почти две недели. В команде, которая готовит материал для «Яндекс.Карт», всегда два человека: водитель и оператор. У каждого свои задачи. Работа сезонная — съемки проходят летом и осенью. Яндекс обновляет панорамы раз в несколько лет, но кроме него у компании «Cityscanner» есть и другие заказы.

Алексей — улыбчивый молодой человек лет 27. Шесть лет проработал в сфере продаж и решил сменить работу. Объявление о вакансии увидел в социальной сети. «Появилась информация, что для съемок в Перми нужен человек со своим автомобилем, укомплектованным рейлингами. Я подумал и согласился», — рассказывает Алексей.

С Владимиром мы познакомились чуть раньше, именно его я ошарашил предложением сделать репортаж. Тогда он показался мне суровым айтишником — борода, длинные волосы, убранные в хвост и холодный взгляд за стеклами очков. Сегодня он дружелюбен и общителен. Владимир в команде выполняет роль оператора.

Каждое утро ребята начинают с того, что устанавливают «голову» на крышу машины и обсуждают маршрут. На приготовления уходит 15 минут.

Это все разработано инженерами нашей компании, — рассказывает Алексей. — Вообще «голов» несколько. Они имеют романтические технарские названия. Наша — «альфа». Есть «бета», «гамма» и «дельта». Остальные три сейчас снимают Питер.

Снизу металлической коробочки приклеена аккуратная «α». Внутри — четыре зеркальных фотоаппарата с объективом «рыбий глаз».

Кроме фотоаппаратов, в устройство входит высокоточный GPS-приемник, который умеет «отдавать» точное время и положение в пространстве за счет гироскопов, — рассказывает Владимир.

Как реагируют люди, когда видят вашу машину?

Алексей: Вот эта штука появилась здесь не случайно (показывает на наклейку со знаком ограничения скорости и подписью «Яндекс.Панорамы»).

Владимир: Мы ее наклеили, чтобы меньше вопросов задавали. Все спрашивают, интересуются. Самое популярное — люди думают, что мы снимаем нарушения ПДД для полиции. Стараются ехать аккуратнее, по правилам.

Алексей: Это идеальная машина для тех, кто любит привлекать внимание. Наверное, так себя чувствуют люди на Bugatti Veyron (смеется).

«Этой штучкой» оказался инвертор. «Это простой коммутационный блок. У нас есть второй аккумулятор, который лежит в багажнике. Питание идет от него. Один переключатель подключает съемочный комплекс. Второй — подключает второй аккумулятор к бортовой сети для подзарядки. «Голова» очень энергозависимая. Долго ловит спутники и все такое. С помощью этой системы съемочный комплекс продолжит работать и при выключенном двигателе» — объясняет Алексей. — Под моим сидением лежит блок, который не желательно запинывать. Осторожно, куча проводов. Остальное — все как в «Ладе гранте» со скрипучими дверями, — дает наставления Алексей. — Вот эту штучку не роняйте и тумблеры не выключайте. А если будете выключать, то хотя бы сообщите нам.

Усаживаемся в автомобиль — пора за работу. Время, отведенное панорамщикам на съемку длится не долго — «пока солнце высоко». Выходных нет, только если весь день льет проливной дождь. В день выходит около девяти тысяч фотографий.

Все задание съемочной группы отмечается на карте. Задания есть двух типов: делать снимок раз в 20 или 50 метров.

В Перми ребятам нужно отснять 250 км: в левобережной части города (центральные улицы, новые развязки, Кондратово, Лёвшино). В правобережной части обновятся снимки микрорайона Судозавод, нескольких улиц в Дзержинском районе.

Центральные улицы снимаются раз в 20 метров, улицы за пределами центра, обычно только крупные, снимаем раз в 50 метров. Маршрут выбираем сами, — рассказывает Владимир.

— То есть снимаете не только центральные улицы?

Есть и периферия. Есть у вас такая улица Сусанина. Это у нас теперь просто локальный мем. Теперь мы всякие дебри называем «улицей Сусанина», — оживляется Алексей. — Задание выставляется полуавтоматически, и не всегда понятно, где можно проехать, а где нельзя. На улице Сусанина мы один кусок снимали часа три! Трижды пытались заехать по этой дороге. Сначала с одной стороны, потом с другой. Потом завязли. Просто трофи устроили. В итоге оказалось, что она еще и перекрыта посередине. В Перми сильно злоупотребляют несанкционированным перекрытием движения, шлагбаумами все просто больны. Заезжаешь с одной стороны, едешь-едешь — бах, шлагбаум. Закрыт на ключ. Никак не объехать. Приходится объезжать квартал и заезжать задом, чтобы сделать снимок. Это у нас называется «телепорт».

Владимир просматривает карту и планирует поездку — сегодня рабочий день начнется в центре. Команде предстоит переснять кусок Комсомольского проспекта.

По плану мы должны были снять Пермь за неделю, но погода все испортила дождями и даже градом. В дождь нельзя снимать — «голова» не водостойкая, плюс объективы заливаются водой — фотографии получаются очень плохими, — сетует Владимир.

Важную роль в съемках играет положение солнца. Когда светило в центре кадра, тени глубокие и фотографии получаются не очень хорошими.

Кстати, мы уже стоим на задании, — вступает в разговор Алексей. — Красная точка — это мы (показывает жирную отметку на карте). Часть мы проехали, до «кирпича». А вот эту — предстоит снимать со штатива через каждые 20 м.

Там, где проехать на машине нельзя, ребята готовят материал пешком. Берут в руки фотоаппарат, поворотный штатив и вперед.

Снимаем раз в 60 градусов каждые двадцать метров, — объясняет Владимир.

Только снимаем почему-то Епархию, — добавляет Алексей.

Кроме пешеходной части Пермской, штативные съемки намечены у собора Петра и Павла, Храма Всех Святых, Свято-Троицкого кафедрального собора, Пермского Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря.

Плавно трогаемся, с Пермской выруливаем на Комсомольский проспект и начинаем медленно двигаться в сторону галереи. Смотрим на карту — фиолетовым отмечено то, что нужно снимать раз в 20 м, зеленым — раз в 50 м.

— Яндекс дает задание компании. Мы снимаем, обрабатываем фотографии, панорамы склеиваются и привязываются к точкам GPS. В этом виде они отдаются в Яндекс. Через некоторое время они появляются на «Яндекс.Картах», — объясняет Владимир, не отрываясь от ноутбука.

— Разворачиваемся у галереи и начинаем снимать! — бросает Алексею и продолжает: — На экране мы видим карту, справа появляются миниатюрки — это снимки в четыре стороны.

Начинаем движение. Съемка идет автоматически. На экране одна за одной появляются жирные точки. Это фотографии привязываются к координатам на карте. На каждом перекрестке оператор делает принудительную съемку — это необходимо для того, чтобы потом можно было красиво склеить панораму.

Что необычное попало в объектив во время съемок?

Материал мы не отсматриваем. Проверяем, конечно, чтобы не темно было и так далее. Смотрим, чтобы смазанных фотографий не было, но не более, — объясняет Алексей, притормаживая на перекрестке, чтобы оператор мог сделать снимок. — Многие смотрят нам в камеру, улыбаются, машут. Видели как дядьку какого-то били. Хотели посмотреть, но фотография как раз была сделана до и после этого места. Забавные кадры, наверное, получаются во двориках, где дядьки на улице в трусах стоят. Все это либо попадает в кадр, либо нет. Я думаю, у тех, кто отсматривает материал, работа смешнее.

После специального отбора на панорамах появятся только самые удачные кадры, без ненужных деталей. Такие фото, где лучше всего видны улицы, дома, перекрестки.

При проведении съемок у экипажа строгое ограничение по скорости — 30 км/ч, при хорошем освещении — 40 км/ч. «Сорок — это мы уже разогнались и лихачим», — шутят ребята. Чаще всего съемочная «гранта» занимает среднюю полосу движения. Чтобы не злить водителей, Алексей включает «аварийку» и едет свои 30 км/ч. Реагируют по-разному, чаще подъезжают и расспрашивают. Некоторые не понимают, что происходит и продолжают ехать за машиной несколько километров.

Единственный недовольный дяденька был на «Оде». Он обгонял нас с креном на бок и что-то громко орал из окна. Остальные видят, что мы занимаемся делом, понимают и прощают, — рассказывает наш водитель, не отрываясь от дороги.

Подъезжаем к Комсомольской площади: «Пока не снимаем. Давай до разворота, чтобы обратную сторону снять», — командует Владимир.

Аккуратно перестраиваемся из ряда в ряд — разворот на площади и поедем обратно.

Здесь снимаем один съезд, — пальцем показывает Алексей. — У вас тут есть «клеверы», которые нам тоже нужно снимать. Мы их, бывает, снимаем по шесть часов. Нужно снять все съезды-выезды. Приходится ехать 30 км в одну сторону, 30 км в другую чтобы просто развернуться.

Чего ты разогнался? Мы же снимаем, — контролирует оператор.

Притормаживаем, давая «ГАЗели» справа от нас первой проскочить перекресток. Владимир нажимает какое-то сочетание клавиш. Как в компьютерной игре, где надо успеть нажать на кнопку. Кадр есть — едем дальше.

Центр легко снимать. Сначала в одном направлении параллельные улицы, потом в другом. Забавный случай был в Горьковском парке, — вспомнил Владимир. — У нас в задании есть пункт — снять немного места внутри парка. Мы приехали туда днем — люди гуляют, дети везде. Договорились с администрацией парка, что я пойду вперед, а Леха поедет за мной на машине. Теперь я на всех фотографиях в этом парке.

Самый часто задаваемый вопрос: «Когда и где можно посмотреть фотографии?». Его задают ребятам и прохожие, и водители. Съемки одновременно проходят в нескольких городах. После этого снимки будут готовиться к публикации. Если вдруг вы увидели эту машину на улице, то ищите себя на новых панорамах Перми через несколько месяцев.

Сейчас отснятый материал в Екатеринбурге на обработке, а панорамщики приступили к съемкам в Тюмени, которая встретила их «летом, холодной солянкой без лимона и каперсов и бесконечными односторонками».

Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
Максим Кимерлинг
#Видео #Спецпроекты #Мнения #Интернет #Репортаж #Большой спец #Яндекс #Social #Яндекс.панорамы #Майл
Подпишитесь