Мне нравится в Полазне. Я переехала сюда три года назад, искренне полюбив посёлок за чистоту, безопасность, близость леса и реки. Но ещё одна причина жить в Полазне — люди. Они искренне любят свой дом и гордятся им, эти черты выгодно отличают их от пермяков, которые привыкли свой город ругать. Неудивительно, что когда прошёл слух о сокращении в районной больнице врачей и фельдшеров скорой помощи, полазненцы возмутились: активисты начали собирать подписи против оптимизации больницы, соцсети закипели, была написана петиция Владимиру Путину, о «сокращении поста скорой помощи в Полазне» снимали сюжеты и писали региональные и федеральные СМИ. Разгорелся скандал. Самым странным казалось тогда молчание администрации больницы — люди руководствовались слухами, официальных заявлений от главврача не поступало. Как специалист по связям с общественностью, я прекрасно понимаю, что лучшая позиция внутри скандала — это открытость. Но ситуация была пущена на самотёк, из искры раздулось пламя. Где-то в этот момент я заразилась общей лихорадкой. Моим главным симптомом было удушье от недостатка информации.
Впрочем, как выяснится позже, встречу с населением администрация всё же проводила, а именно было организовано собрание с… ветеранами. Именно на эту встречу успела прибежать пара Глеба и Оксаны Деменевых, чтобы сказать: «У нас тоже есть вопросы. Когда будет следующая встреча?». Следующая встреча была назначена на 16 января, спозиционирована как открытая, но в последний момент акцент был смещён, встреча стала рабочей и предполагалось присутствие лишь медработников и представителей краевого Министерства здравоохранения. К тому времени полное отсутствие диалога уже сильно мешало, поэтому я пришла с предложением создать общественный совет. Идею подхватили, предстояло готовить документы и задавать вопросы. По документам оказалось, что ОС уже был создан при Полазненской РБ в 2014-м году. Во всяком случае, был издан указ о его создании. Тогда создавать ОСы вообще было модно, однако сколько из них реально работают, непонятно. Кажется, из всей системы здравоохранения только Общественный совет при краевом Минздраве во главе с Димой Жебелевым.
На так называемой рабочей встрече Министерство здравоохранения в лице Натальи Дубчинской публично заявило, что сокращения скорой помощи в Полазне не будет. Формально полазненцы получили ответ на свой главный вопрос и должны были успокоиться, ведь скорая остаётся на месте. Но сколько нам открытий чудных, когда начинаешь вникать в ситуацию. Всё не так просто, как кажется на первый обывательский взгляд. И вот почему сохранение скорой ещё не конец истории. С 2014-го года ведётся сокращение финансирования районной больницы (вероятно, это общая тенденция, но я могу судить лишь о нашем учреждении). К 2017-му году финансирование, с учётом индексации, сократилось на 35%. При этом нагрузка и количество заданий остались прежними. Сейчас ситуация достигла того критического момента, когда РБ не может даже заварить дыру в машине скорой помощи. С крыльцом в «буханке» Глеб Деменев, будучи членом создающегося ОС и сварщиком по профессии, расправился быстро, дольше удивлялся журналистам, которые специально приезжали в Полазну, чтобы спросить: «Как Вы на это решились?». Но проблем с заваренной дырой не убавилось. Так, изношенность оборудования в Полазненской РБ приближается к 100%. Финансирования, которое получает РБ из фонда ОМС (а это 94% средств), не хватает даже на то, чтобы сделать необходимый по показателям пожарных ремонт и купить спецодежду выезжающим к пациентам фельдшерам. «Мы экономим на всём», — поделился с Общественным советом главврач Полазненской РБ Владимир Субботин. Это хроническое недофинансирование, вот почему администрация приняла решение затягивать пояс во всех сферах.
Есть ещё один момент, на который Минздрав и фонд ОМС упорно не обращают внимания. Население Полазны с учётом близлежащих деревень приблизительно 18 тысяч человек. Летом это число увеличивается в два раза — приезжают дачники. При этом скорая и больница оказывают помощь им всем… бесплатно. В том смысле, что фонд ОМС не оплачивает РБ работу. Несмотря на то, что эта тема не раз поднималась главврачом, справедливого и логичного решения не было принято. Не было принято вообще никаких решений. Кстати, настоящим спасением ситуации стало бы строительство новой, до зубов оснащённой техникой поликлиники. Речь о её строительстве ведётся уже лет восемь, да только воз и ныне там. Хотя, что касается бесконечного проектирования, здесь Пермский край чемпион.
Обещанное полазненцам собрание с Министерством и администрацией состоится 16 марта в Добрянке на ежегодном медсовете, то есть спустя два месяца после первой встречи и в соседнем населённом пункте. Возможно, что в реалиях чиновников это не срок, но в Полазне по-прежнему невозможно записаться к терапевту (запись за две недели), на ладан дышит рентген-аппарат, фельдшеры скорой помощи держат в руках приказ о сокращении, а общественники ищут спонсоров для покупки спецодежды для скорой.