В рамках проекта «Эволюция Перми» Properm.ru уже рассказал о первом историческом центре города — районе Разгуляя и бывшего Егошихинского завода. Эта местность пришла в упадок во второй половине 18 века, когда развитие поселения уже не так зависело от состояния градообразующего предприятия, а территория развивалась, прежде всего, как крупный экономический центр. Однако у сегодняшней Перми есть район, который также претендует на звание исторического ядра города — старая Мотовилиха.
Судьбоносное событие в истории Перми произошло в 1736 году. Именно тогда в нескольких километрах от «первогорода» был заложен Мотовилихинский медеплавильный завод. В отличае от Егошихи, здесь использовали самые передовые технологии в металлургии того времени, переплавляя медь, доставляемую приписными крестьянами с других заводов, в «чистые» сорта. Да и средняя выплавка штыковой меди здесь намного превосходила выплавку на Егошихинском заводе.
Продукция пользовалась большим спросом, поэтому статус завода с самого начала был высоким. С этого момента два поселка при заводах развиваются параллельно, чтобы в будущем, уже в 20 веке, слиться в город Пермь.
Как и в случае с Егошихинским заводом, определяющим фактором при выборе места под новое предприятие являлось наличие подходящей реки. Речка Мотовилиха, образуемая слиянием двух своих «тезок» (Большой и Малой Мотовилихи), является одним из крупнейших притоков Камы. Для снабжения нового предприятия нужным количеством воды Большую Мотовилиху перекрыли дамбой, что привело к появлению запруды. По обе её стороны сегодня расположены два старых городских микрорайона — Запруд и Висим. Сегодня нижняя часть реки закована в бетон и фактически пролегает под дорожным полотном, впадая в Каму вблизи площади Восстания.
Мотовилихинский медеплавильный, а затем и пушечный завод, являлся частью поселения, самая старая часть которого расположена вокруг пруда и на склонах гор Висим и Вышка.
В течение 18–19 веков Мотовилиха развивалась как самостоятельное поселение, хотя сегодня ее можно назвать вторым историческим центром Перми. В общей сложности Мотовилихинский медеплавильный завод просуществовал 125 лет и был закрыт в 1865 году из-за истощения рудников. Сегодня на месте, где когда-то располагался завод, находится хлебозавод №7.
Старейшая часть этого района — площадь у начала улицы 1905 года и гора Вышка, бывшая когда-то местом проведения различных празднеств, а в начале 19 века — сходок рабочих. На улице Мостовая, у подножия горы, до сих пор стоит здание из красного кирпича — народный дом, долгие годы бывший культурным центром заводского поселка.
Те, кто ежедневно ездят на автомобиле из Запруда на Висим и обратно, вряд ли задумываются, что их путь проходит по плотине бывшего завода.
Сооружение неоднократно реконструировалась: в последний раз масштабные ремонтные работы прошли здесь в 70-х годах, когда площадь вокруг Мотовилихинского пруда решили превратить в рекреационную зону.
Сам пруд всегда был центром Мотовилихи: здесь кипела как промышленная, так и торговая жизнь.
Летом горожане катались на лодках, зимой — на коньках, а в начале 20 века у пруда даже ненадолго появился ипподром. Находящийся неподалеку «Райский сад» был засажен деревьями в 20-е годы прошлого века, до этого площадка использовалась под театральные спектакли и занятия спортом.
На другой стороне от «Райского сада», на Красной площади, расположен Свято-Троицкий мужской монастырь. Первая деревянная церковь на этом месте появилась еще в 1790 году. Построенный в 19 веке Свято-Троицкий храм с пятью куполами напоминает о древних церквях Соликамска. Почти полностью разрушенный в годы советской власти, монастырь восстановили из руин в 90-е годы.
Красная площадь примечательна еще и тем, что именно отсюда в 1929 году пустили первый в Перми трамвай.
За монастырскими стенами притаилась улица Висимская, ведущая к микрорайону, который старше Перми на 100 лет. Во всяком случае, починок Висим упоминается еще в переписной книге Михаила Кайсарова в 1623 году.
Достаточно большое поселение появилось здесь в конце 18 века, когда по странному совпадению сюда были отправлены семьи закрывшегося Висимского завода, располагавшегося в Соликамском уезде. На старых картах в этом районе также была указана деревня Пихтовка, со временем слившаяся с Висимом и канувшая в лету.
Старейшая улица Висима сегодня носит название «1905 года», напоминая о роли Мотовилихи в первой русской революции. До 1917 года ее называли просто «Главная». Улица играла роль «Невского проспекта» Мотовилихи: по ней люди шли на завод, на ней же отдыхали после тяжелой смены.
В 1863 году Мотовилихинский медеплавильный завод был закрыт. Дальнейшая история предприятия связана со сталепушечным заводом, ставшим всемирно известным.
Строителем нового завода был металлург и механик Николай Воронцов, впоследствии директор Петербургского горного института. Пермские пушечные заводы в Мотовилихе являлись крупнейшими в России и в Европе производителями артиллерийских орудий, лафетов и снарядов.
В начале 20 века Мотовилихинский завод изготовлял в среднем по 180–200 орудий различных систем в год.
Учитывая влияние предприятия, неудивительно, что рабочие Мотовилихи внесли вклад и в революцию 1905–1907 годов, и в события, последовавшие спустя десятилетие.
«Прославилась» Мотовилиха и во время Революции 1917 года: рабочий завода Гавриил Мясников стал организатором и инициатором убийства отправленного в Пермь великого князя Михаила Романова, которого многие сегодня называют Михаилом II — именно в пользу младшего брата отрекся Николай II в марте 1917 года.
Еще до открытия нового завода, в 1860 году, Мотовилиха была причислена к Перми в полицейском отношении, хотя и составляла особую часть города. В нее вошли Костарево, Пихтовка, Висим, Заива, Луга, Вышка, Запруд, Язовая и Мотовилихинские горки. Окончательно Мотовилиха как город Молотово вошла в состав Перми только в 1938 году. Тогда же Пермь стала областным центром вновь образованной области. Впрочем, в это время про старую Мотовилиху, символизировавшую павший царский строй, старались не вспоминать: центром района фактически стал построенный за 10 лет до этого соцгородок Рабочий поселок, проложивший «мост» между первым и вторым историческими центрами Перми.
Для подробного описания всех старинных построек древней части Мотовилихи потребовалось бы создать целый путеводитель, что и было сделано пермскими краеведами в 2016 году.
При этом стоит признать, что старая Мотовилиха по-своему очаровательна и всем своим видом намекает на то, что это — не совсем Пермь.
Материалы предоставлены Государственным архивом Пермского края.
Александр Глушков для Properm.ru