История территории, на которой сегодня располагается микрорайон Садовый, довольно туманна. На всех краеведческих интернет-ресурсах вы прочитаете одну и ту же короткую справку из книги Виктора Семянникова «Микрорайоны Перми», вышедшей в 2008 году. Хотя издание и является большим подспорьем для изучения прошлого Перми, информация про Садовый ограничивается двумя страницами.
Территория вокруг рек Уинка и Ива была освоена относительно поздно. Еще в 19 веке местность южнее Мотовилихи была покрыта лесом. Позднее здесь возникло несколько поселков, а территория получила название «Коноваловские пашни» — по фамилии «богатого предпринимателя, засеявшего здесь поля ржи» и занимавшегося продажей зерна. Подобный пассаж можно было бы без улыбки прочитать, скажем, в древнерусских летописях, но когда речь идет о хорошо задокументированной истории конца 19 — начала 20 века, заинтересованные вправе требовать от специалистов более конкретной информации.
Однако кидать камень в огород историков в данном случае не стоит — в архивных фондах пока действительно не удалось найти документов, по которым можно было бы получить полную картину происходившего. С высокой долей вероятности, их просто нет, либо они не сохранились. Как ни странно, даже имя «некоего предпринимателя» Коновалова нигде не упоминается.
Между Коноваловскими пашнями и Архиерейкой находилось несколько небольших деревень, окончательно исчезнувших, по словам очевидцев, к концу 60-х годов.
Новейшая и неплохо задокументированная история этого места начинается после Великой Отечественной войны, когда руководство завода имени Молотова (он же Мотовилихинский) принимает решение застроить будущий Садовый одноэтажными каменными домами «для продажи рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим завода». Инициатором строительства выступил директор завода Абрам Быховский. Так некогда пахотная земля вскоре превратилась в полноценный жилой район.
Строительство индивидуальных домов по ул. Костромской, ул. Шмидта и по фигурирующему в документах «Второму проулку» было начато в 1948 году. Здесь строились как деревянные, так и каменные двух- и трехкомнатные дома с печным отоплением.
В 1949 году в поселке было построено еще 10 индивидуальных домов для завода имени Молотова — на той же улице Шмидта и в Первом проулке. Примерно в это же время застраивалась улица Тамбовская.
В конце 40-х — начале 50-х здесь почти каждый год сдавались дома для завода. Документы свидетельствуют о том, что предприятие брало кредит для строительства жилья, которое, еще раз подчеркнем, рабочим предоставлялось совсем не бесплатно.
Кстати, разрешение на строительство двухэтажных жилых домов в районе Коноваловских пашен получили и пермские нефтяники: в аналогичных документах фигурирует объединение «Молотовнефть». Для этого предприятия строительство велось на улицах Кременчугская и 2-я Алданская.
Эти топонимы, как и многие из уже упоминавшихся, были фактически стерты с карты района во время его более поздней массовой застройки. Отыскать их на современной карте Перми уже невозвожно.
Привычное уху пермяка название «Садовый» появилось только в конце 1970-х годов, и со временем посёлок Коноваловские пашни из народной памяти почти стерся.
В 1980-х годах согласно генплану началась форсированная застройка Садового 12–14 этажными домами.
Садовый сразу же становится одним из самых высоких микрорайонов Перми, что особенно бросалось в глаза с учетом особенностей местного рельефа. Сегодня бывшие Коноваловские пашни считаются одним из самых спокойных спальных районов города.
Материалы предоставлены Государственным архивом Пермского края
Александр Глушков для Properm.ru