На открытой террасе 17 этажа «Манхэттена» директор Акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев рассказывает истории успеха и не очень удачных бизнес-решений из личного опыта. Участники мероприятия — те, у кого есть стартапы и те, кто может помочь с реализацией стартапов знакомятся, общаются, делятся своими идеями, трудностями и возможностями.
В течение делового сезона ФРИИ в Перми проводит большое количество мероприятий: лекции по интернет-предпринимательству, практикумы для отработки методик и проверки жизнеспособности бизнес-идеи. По словам представителя ФРИИ в Перми Юлии Бадашкеевой, основной страх пермских (и не только пермских) предпринимателей — это общение с клиентами, поэтому необходимы нетворкинговые форматы, которые позволяют снять страх знакомства с новыми людьми, найти клиентов и сотрудников в неформальной обстановке.
В Перми такой «Стартап-шашлык» проводится уже не в первый и даже не во второй раз. По словам Дмитрия Калаева, по объему сделок в портфеле ФРИИ Пермь — третий город в России после Москвы и Санкт-Петербурга. В 2017 году фонд проинвестировал Playkey и Promobot.
Дмитрий Калаев отмечает, что Перми удалось выделиться в том числе и потому, что профессиональное сообщество, интересующееся инвестициями, инновациями, стартапами, здесь сильное. «Не очень много городов в России, в которых такие дружные сообщества», — говорит он.
Для ФРИИ подобные мероприятия — один из способов находить компании, в которые можно инвестировать. «Вопрос инвестиций — это же вопрос доверия, — объясняет Дмитрий Калаев. — Также на таких мероприятиях мы стараемся рассказать потенциальным нашим участникам про путь из текущего состояния бизнеса, в который мы еще не готовы инвестировать, в точку, где мы готовы инвестировать. Для кого-то этот путь недостижим. Кто-то понимает, что сил, времени и ресурсов достаточно».
ФРИИ уже проинвестировал в 400 компаний, выбрав их из нескольких десятков тысяч компаний. Но это не значит что из отобранных 400 к успеху придут все. И не значит, что из тех, что те, которые отсеялись, не добьются результатов. В качестве примера Дмитрий Калаев рассказывает про одну российскую компанию, которой ФРИИ отказал, а сейчас это предприятие с выручкой больше миллиарда рублей является одним из лидеров российского рынка аренды недвижимости.
Лидерам портфеля ФРИИ, проекту «Робот Вера», фонд отказывал три раза. Но упорная команда из Санкт-Петербурга добилась своего. Питерцы делают робота-рекрутёра от момента «нам нужен сотрудник» до момента «сотрудник пришел на собеседование». Клиенты «Робот Вера» сейчас — это порядка 200 топовых компаний в России, также уже есть продажи продукта в Арабских Эмиратах, в Англии.
Робот-рекрутёр помог бы Валерии Суворовой, если бы она была владельцем большого сетевого бизнеса, но у Валерии пока только проект, для разработки которого требуются программисты. С этим проектом она выиграла конкурс инновационных проектов УМНИК, который проводил Фонд содействия инновациям. Команда проекта — три человека, которые ждут единомышленников.
По словам Валерии, информация наряду с любыми другими материальными ценностями является очень важным ресурсом любой компании. Важно правильно учитывать и защищать этот ресурс. По словам Валерии, их маленькая команда уникальна и обладает компетенциями для создания программного продукта, который справится с целями учета и защиты информации.
Грант, который они получили как победители конкурса УМНИК составляет 500 тыс. рублей на два года. Эти средства предназначены для вознаграждения членов команды. Разработчики проекта должны предоставить отчет о проведенной научно-исследовательской работе.
Команда Николая Окулова — также три человека, они занимаются разработкой проекта «Правильное пчеловодство». Кроме Николая — Дмитрий Черанев, программист, и Денис Аликин, который отвечает за «творческую составляющую».
Работать над проектом начали примерно год назад. Казалось бы, при чем тут ФРИИ с поддержкой интернет-инициатив и информационных технологий? Оказывается, пчелам тоже можно построить «умный дом», точнее, умный улей, в котором программного-аппаратный комплекс будет круглый год поддерживать необходимый микроклимат, благоприятный для жизни пчелы.
По словам авторов проекта, осуществить задуманное возможно за счет создания уникальной конструкции, предусматривающей возможность электроподогрева и дистанционного мониторинга, чтобы летом в улье всегда было 36,4 градуса и 80% влажность. Зимой 10–20 градусов и 40% влажности. Если пчела в здоровом микроклимате, то она не болеет. Достаточно элементарных сезонных обработок. Команда проекта собирается подавать заявку в Фонд содействия инновациям. «Мы только в начале пути», — говорит Николай.
Кстати, начало пути тоже бывает разное. Например, программный продукт «Калидка» в начале продаж, а не разработки.
По словам Александра Карташова, технического директора, название продукта имеет несколько смыслов. Калидка — это древнегреческое женское имя, в котором удачным образом склеились слоги call (звонить) плюс lead (лид, контакт с потенциальным покупателем) — сalleadka. У кого-то возникнет совершенно правильная ассоциация с калиткой (дверь в заборе). Ведь программный продукт представляет собой CRM, ключевой особенностью которой является самозаполняемость лидами из всех каналов обращений в компанию.
Александр Карташов, технический директор проекта Калидка:
По словам Александра Карташова, сейчас каждую неделю команда проекта ставит точные цели и отчитываются по ним трекеру заочного акселератора ФРИИ. «Наш продукт реально монетизировать, — поясняет Александр Карташов. — С помощью технологий работы ФРИИ мы надеемся понять, как это сделать».
С похожей задачей в заочный Акселератор ФРИИ прошел «Образовательный центр «Каменный город». Центр обучает педагогов по всей России на курсах повышения квалификации и переподготовки. Вышли на объем — 1500 тыс. обучающихся в месяц. И возникли сложности в наращивании оборотов. «Мы уже год почти стоим на месте, растем очень медленно, нам нужно научиться совершенствовать продукт и еще лучше продавать его», — пояснил Properm.ru Родион Брехач, директор «Каменного города». От сотрудничества с ФРИИ руководство компании ждёт «наставничества и связей, возможно, инвестирования, но это пока на последнем месте».