«Алгоритм несовершенен». Что сказать «скорой», чтобы ко мне приехали быстрее?

26 октября 2020, 14:22
Отсутствие коек в больницах, очереди из машин скорой помощи на компьютерную томографию и приезд бригады через несколько часов после вызова — все эти «радости» пермяки ощутили на себе уже в начале октября, когда в Перми начался самый настоящий коллапс.

В Пермском крае возникла сложная ситуация с оказанием медицинской помощи больным с коронавирусом и внебольничной пневмонией. Только в октябре количество случаев ОРВИ в регионе увеличилось в 1,9 раза, внебольничной пневмонии — в 1,4 раза. В октябре на пермскую станцию скорой помощи в сутки поступало до 5000 вызовов, в неотложку — до 9 713 вызовов в сутки. Если сравнить эти данные с августом 2020 года, когда пандемия в регионе пошла на спад, количество вызовов составляло не больше 870 единиц.

В октябре минздрав переписал маршрутизацию пациентов, упростив работу бригад скорой помощи, которые по новой схеме маршрутизации доставляют больных только в приемное отделение. Также в регионе утвержден алгоритм госпитализации пациентов с ОРВИ, внебольничной пневмонией и симптомами COVID-19. Как пояснили в Министерстве здравоохранения Пермского края, разработан он был на основе восьмой версии временных методических рекомендаций Минздрава РФ.

Итак, при каких симптомах вас госпитализируют?

В алгоритме четко прописаны симптомы (ОРВИ, внебольничной пневмонии и коронавируса), при которых врач должен либо назначить амбулаторное лечение, либо отправить в больницу.
Если, к примеру, температура тела меньше 38 градусов, частота дыхательных движений (ЧДД) меньше 22 вдохов в минуту, а сатурация больше 95% — состояние оценивается как стабильное, и пациент остается лечиться на дому. Такое решение принимает врач неотложной медицинской помощи после осмотра больного и проведения пульсоксиметрии.

Если состояние ухудшается (температура тела уже выше 38 градусов, ЧДД больше 22 вдохов), то вызывается бригада скорой помощи. И медицинский работник уже на месте оценивает состояние пациента: средней тяжести или тяжелое. В обоих случаях больной направляется в приемное отделение больницы. Там уже врач приемного отделения, а не скорой принимает решение о проведении компьютерной томографии, рентгена легких. По итогам исследования и комплексной оценки состояния больного принимается решение о дальнейшей его госпитализации. При отсутствии показаний пациента отправляют санитарным транспортом домой. Вся информация о проведенных исследованиях для дальнейшего амбулаторного лечения пациента передается в поликлинику по месту жительства.

«Алгоритм несовершенен, так как он не учитывает длительность заболевания, наличие хронических болезней у человека», — говорит председатель первичной профсоюзной организации «Альянс врачей» Пермской станции скорой медицинской помощи Артём Борискин. По его словам, при коронавирусе течение заболевания может быть непредсказуемым. И если еще утром показатели здоровья человека могут быть одни, к вечеру того же дня его состояние может ухудшиться. В итоге бригада СМП будет выезжать на один и тот же адрес несколько раз, прежде чем госпитализирует пациента.

«Теперь старшие бригады самостоятельно не оценивают эти показатели. Если надо везти пациента на КТ, мы звоним старшему врачу станции скорой помощи, озвучиваем симптомы, и уже старший врач принимает решение, стоит ли везти пациента в приемное отделение или нет. Еще один из существенных нюансов — данное решение принимается заочно, когда врач не видит пациента. И принимается оно, исходя из свободных коек в больницах. Поэтому не стоит удивляться, если вам с поражением легких больше 50% откажут в госпитализации. Причиной отказа станет не нежелание врача вас положить в больницу, а отсутствие свободных мест», — говорит Артем Борискин.

Не везли в больницу, пока не стало хуже

По словам Алексея Шпаковского, его знакомых не брали в больницу и не отправляли на КТ в течение недели. Скорая увезла больного только, когда его состояние резко ухудшилось. Степень поражения легких составила 50%.

«Это происходит, потому что когда пациентов оставляют лечиться дома, их не обеспечивают нужными лекарствами, а в аптеках ничего уже нет. Чем и как должен лечиться человек? Если говорить про моих знакомых, то после недели такого «лечения» дома, состояние резко ухудшилось, и только после этого человека отправили в больницу», — рассказывает Алексей Шпаковский.

Артем Борискин предлагает всем больным с коронавирусом при передаче своих показаний по телефону в неотложку, скорую намеренно ухудшать их, но не злоупотреблять этим. Не тратить ресурс реанимационной бригады впустую, говоря о том, что ваш близкий потерял сознание, так как всегда есть тот, кто действительно, нуждается в экстренной помощи, но из-за вашего вызова может ее уже не дождаться.

«Сегодня общался со своим знакомым, у них заболела вся семья, и они не понимают, что им делать. Я им посоветовал позвонить в скорую, так как случай тяжелый и подозрительный. Они позвонили на 03, но им сказали, что температура меньше 39,5, поэтому вызывайте неотложку. То есть, на этапе приема вызовов фильтрация пациентов идет еще и по температуре», — говорит Артем Борискин.

На днях краевой минздрав проанализировал данные по среднесуточному количеству обращений на пермскую станцию скорой помощи. Лишь 8,3% из них — это экстренные вызовы, которые и должна обслуживать скорая, а все остальные — непрофильные, но скорая вынуждена их закрывать, так как неотложки в поликлиниках не справляются.

#Спецпроекты #Общество
Подпишитесь