Знакомьтесь, это Лев Соколов, он живет в Перми. Ему 9 лет, он мечтает стать машинистом. Лев знает много других профессий, но профессия машинист ему нравится больше всего. В Перми у Льва пока мало возможностей прикоснуться к своей мечте, поэтому мальчик периодически ездит с родителями в Екатеринбург. Но скоро его мечта сбудется, потому что в Перми тоже будет построена своя детская железная дорога. По поручению губернатора Пермского края Дмитрия Махонина, проект будет иметь комплексную составляющую: саму железную дорогу и поезда — сопутствующую инфраструктуру. Станции, депо, музей — учебные корпуса и кварториум, где школьники будут обучаться железнодорожному профилю. Таким образом, будет создано пространство полного цикла: от обучения до практических занятий детей.
Кто знает, что такое Свердловская детская железная дорога (СвДЖД) в Екатеринбурге, может смело переходить в самый конец статьи. Там — фотоподборка эскизов будущей Пермской детской железной дороги. Кто не знает, читайте — поверьте, оно того стоит. Ведь СвДЖД — это не аттракцион, когда паровозик катает детишек по кругу. Это настоящая железная дорога, только меньшего размера. И дети проходят на ней производственную практику. Они мечтают поступить в вуз на бюджетные места, планируют получить профессию машиниста, логиста или другую сложную, техническую профессию.
Знакомьтесь ещё — это Анастасия Елохова, она живет в Екатеринбурге, учится в гимназии, а паралелльно, с 11 лет учится на СвДЖД. Девушка уже окончила четырехлетнюю программу «Юный железнодорожник». И продолжает обучение по комплексной программе «Кампус РОСТА».
По словам Анастасии, сейчас на программе «Кампус РОСТА» они изучают логистику, 3D-проектирование. На СвДЖД часто проходят конкурсы, например, Анастасия в первый же год обучения выиграла конкурс «Лучший проводник». На права пока не сдавала, но собирается. Да, ученики в 16 лет могут сдать на права машиниста тепловоза. Анастасия точно знает, куда будет поступать — в Уральский государственный университет путей сообщения на факультет «Управление процессами перевозок». Но главное, по словам самой девушки, благодаря занятиям она «осознала, какой огромной ответственности требует работа на железной дороге».
«Я никогда бы не поняла этого, если бы не Детская железная дорога, практика меняет всё, меняет отношение к выбору специальности, да и к жизни, наверное», — говорит девушка.
На детской железной дороге дети учатся и проходят производственную практику. Сами водят поезда, сами регулируют движение и объявляют станции, чистят пути, обслуживают составы под наблюдением преподавателей СвДЖД, — обучаются азам более 20-ти профессий.
Свердловская детская железная дорога имени Н. А. Островского — структурное подразделение Свердловской железной дороги, филиала ОАО РЖД в Свердловской области. находится в Центральном парке культуры и отдыха им. В. Маяковского в Екатеринбурге. Протяженность пути — 3,11 км, площадь здания вокзала — 3,3 тыс. кв.м, площадь депо — 2,4 тыс. кв. м. |
Начальник СвДЖД Максим Алалыкин рассказал журналисту Properm.ru, что в России 25 детских железных дорог в разных городах. Первые начали появляться в 1930-е годы. А в Екатеринбурге комсомольцы города подарили юным пионерам малую магистраль в 1960 году. Она изначально была не аттракционом, а площадкой для профориентации и подготовки детей к получению технических специальностей. Современная детская железная дорога, конечно, очень отличается от советской, модернизирована, оснащена компьютерной техникой, специальными тренажерами, но суть остается та же — учебный центр для детей и подростков.
Как поступить? Как происходит процесс обучения? Родители могут оставить заявку дистанционно, либо при личном обращении. После оформления заявки нужно собрать пакет документов для зачисления, в том числе заявление на имя начальника СвДЖД. В год поступает более 200 заявлений от родителей. Обучение бесплатное.
С октября по май длится теоретическая часть, дети занимаются в классах. С июня по август проходит производственная практика. Юные железнодорожники обеспечивают движение поездов, работают проводниками, осмотрщиками вагонов, дежурными по станции, машинистами, начальниками поездов.
Дети учатся в первую или вторую смену, в зависимости от того, какая смена в обычной школе. Учатся в выходные. СвДЖД расширяется, потому что спрос растет. Новые учебные классы и филиалы открываются в разных районах Екатеринбурга. На двух автобусах детей привозят из отдаленных районов, пригородов, деревень. Ездят в Екатеринбург на дополнительные занятия, мастер-классы, экскурсии на СвДЖД и из Перми.
На СвДЖД дети учатся вплоть до поступления в вуз или в колледж. «Мы помогаем готовиться к ЕГЭ, особенно к физике, её боятся чаще всего», — рассказывает Максим Алалыкин. Физику здесь преподают не по учебникам, а на практике, например, наблюдают, как себя будет вести кусок рельса при минусовых и плюсовых температурах, проводят опыты в лабораториях. «Через эти явления постепенно приходим к формулам и физическим явлениям. Так мы прививаем интерес к этой сложной науке», — поясняет Максим Алалыкин.
Удостоверение об окончании детской железной дороги имеет вес при поступлении выпускника в железнодорожные высшие и средние учебные заведения. Раньше, по словам Максима Алалыкина, обучение было рассчитано на 3 года, сейчас разработана новая учебная программа, рассчитанная на 7 лет.
По новой семилетней программе, дети будут получать четыре удостоверения: об окончании СвДЖД, об окончании детского технопарка «Кванториум», об окончании модуля по прикладной физике «Тесла Терра» и о прохождении программы развития универсальных компетенций «Soft skills UNION» («развитие целеполагания, самопрезентации, деловой коммуникации»). Учатся 3–4 раза в неделю с учетом дополнительных занятий. За счет новой программы СВДЖД получила статус инновационной площадки в минпросвещения Свердловской области.
Не так давно на СвДЖД появились уникальные направления обучения, для них собрано современное оборудование, создан, например, кабинет логистического комплекса.
Еще одно новое направление — «Паровозное дело. Паровозостроение». В здании паровозного депо размещены три учебных помещения и цех, где стоят два действующих узкоколейных паровоза. По специальной учебной программе дети изучают историю создания паровых двигателей, историю создания железных дорог. После — переходят к изучению дизельных двигателей, электродвигателей. В кабинетах есть множество наглядных пособий, двигатели в разрезе, топка паровоза в натуральную величину. Есть два действующих паровоза. «Интересный процесс получается, ожившая история. Ребенок может это все увидеть своими глазами, попробовать потопить паровоз», — комментирует Максим Алалыкин.
На «Паровозное дело» записываются те, кто мечтает стать машинистами локомотивов. Как правило, они уже прошли «Общий курс железных дорог», знают, что такое профессия машинист, имеют права машиниста тепловоза.
С этого начинал и выпускник СвДЖД Глеб Рычков, сейчас он преподаватель ДЖД. Глеб Евгеньевич родом из маленького городка Свердловской области — Сухой Лог. В детстве заинтересовался железнодорожным транспортом, выяснил, что есть в России несколько детских железных дорог, попросил старшего брата записать его на СвДЖД, теории учился дистанционно, так как не было возможности ездить в Екатеринбург. Зачеты сдавал по скайпу, а на практику ездил на пригородном автобусе, два часа туда, два часа обратно три раза в неделю.
«Я завел новых друзей, я выбрал свой путь, и он оказался железнодорожным», — рассказал Глеб Рычков. Поступил в колледж железнодорожного транспорта ФГБОУ ВО УрГУПС на специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава». Окончил колледж с красным дипломом, проходил практику в метрополитене. В компании РЖД начал работать с помощника машиниста электропоезда, осуществлял пригородные перевозки на «Ласточках» и на обычных поездах пригородного сообщения. По здоровью больше не смог работать с эксплуатацией поездов, пришел на СвДЖД, стал преподавателем.
Глеб Евгеньевич преподает несколько дисциплин, в том числе физику, командообразование, помогает развивать так называемые soft-skills. Кроме того объясняет сложные основы, например, «СЦБ» (сигнализация, централизация и блокировка) — дисциплина, связанная со светофорами, стрелочными переводами, автоматическими устройствами на железнодорожном транспорте.
Одна из самых сложных дисциплин, по словам Глеба Рычкова, это экономика железных дорог. «Мы пытаемся преподнести её в игровой форме, — рассказывает он. — Например, вы хотите открыть свой бизнес. Давайте рассчитаем, как это будет. Какие издержки у вас могут быть. Расходы, доходы. В такой игровой форме детям более интересно. Я как молодой преподаватель понимаю их потребности, пытаюсь сделать так, чтобы им легче было учиться».
Кроме всех курсов и направлений на СвДЖД есть уникальная студия железнодорожного моделизма. Она существует с 1962 года. «Это очень хороший инструмент для обучения детей широкому спектру компетенций, возможностей», — рассказывает Максим Алалыкин.
Есть класс 3D-моделирования. Дети создают макеты составов, вагонов, локомотивов, элементов кузова, станций. Создают модели в компьютерных программах, печатают на 3D-принтере, вручную обрабатывают, склеивают, получают готовые модели. Заместитель начальника СвДЖД Сергей Мельников уверен, что у 3D-моделирования большое будущее.
Сергей Мельников тоже выпускник СвДЖД, он 6 лет отработал машинистом на большой железной дороге и 6 лет на детской железной дороге. «Мне очень нравились наши преподаватели, мы испытывали огромное уважение к ним, они были авторитеты для нас. Мы равнялись на наших наставников. И я сразу решил, что буду машинистом. Сначала на большой железной дороге, потом на детской железной дороге — машинистом-инструктором, буду также учить детей», — рассказал он.
Сергей Мельников говорит, что ему очень нравилось учиться на ДЖД. «Коллектив сверстников, заинтересованных общей темой, общение, интересные экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта, — это было очень интересно», — вспоминает Сергей Мельников.
Сейчас Сергей Мельников назначен заместителем директора ДЖД. «У нас дети знакомятся с современными технологиями, оборудованием, практикуются на тренажерах и действующем подвижном составе, знакомятся с разными профессиями в железнодорожной отрасли и получают компетенции и навыки, которые пригодятся им в жизни», — рассказывает он.
У СвДЖД есть дополнительные платные услуги, для взрослых и малышей, еще не школьников. Но основной источник дохода — это пассажирские перевозки. Как и на большой железной дороге. СвДЖД занимается перевозкой пассажиров — тех, кто приходит отдохнуть в парк Маяковского, приезжает в Екатеринбург. В самые массовые праздники перевозят до 3 тыс. пассажиров в день. Как вокзал небольшого города.
«Мы мало чем отличаемся от большой железной дороги, — рассказывает Максим Алалыкин. — У нас просто ширина колеи уже. А все остальное то же самое. Мы так же перевозим пассажиров, водим поезда, соблюдаем те же правила технической эксплуатации».
Комплекс железной дороги состоит из пяти зданий на территории 50 тыс. кв. м. Новое здание вокзала в Екатеринбурге построили в 2016 году. «Екатеринбург Детский» — главная станция детской железной дороги.
Есть музей СвДЖД и музей узкоколейных железных дорог. «Наверное, у нас одна из самых богатых, если не самая богатая, коллекция узкоколейной техники в России и Европе», — рассказал Максим Алалыкин. Технику восстанавливают до рабочего состояния, это не игрушки, а настоящие поезда.
В будущем ДЖД планирует открыть паровозное движение, запустить ретро-поезд. Сейчас уже можно прокатиться в вагоне польской фирмы Pafawag 1960 года постройки, из таких вагонов планируют сделать ретро-поезд. В этих вагонах ДЖД проводит исторические экскурсии, театрализованные, тематические.
В 2020 году Свердловская детская железная дорога выиграла президентский грант на проведение тематических смен для школьников. Выделена субсидия — 10 млн рублей, на которую закуплено оборудование: 3D-принтеры, оборудование виртуальной реальности. Первые ученики по этой программе уже прошли обучение. «Мы постоянно пытаемся привлечь какие-то средства со стороны. У нас прекрасное оборудование, преподаватели. Мы постоянно участвуем и побеждаем в конкурсах городских, областных, Всероссийских. Дети конкурентоспособны, и вообще — у нас хорошо», — говорит Максим Алалыкин.
Глава Прикамья Дмитрий Махонин, на старте проекта четко обозначил, что Детская железная дорога должна выполнять не только досуговую, но и образовательную функцию. «Набережная от Перми I до порта Пермь у нас сегодня преображается. В ближайшее время мы будем заниматься развитием другой части прибрежной зоны: от вокзала Пермь I до Мотовилихинских заводов. Детская железная дорога должна органично вписаться в эту среду и стать ее дополнением. Очень важно, что она будет включать в себя образовательный центр и учитывать появление классов для детей, которые будут обучаться железнодорожному делу», — подчеркнул губернатор.
Начальник СвДЖД Иван Колесников рассказал, что Пермская ДЖД пройдет вдоль набережной от Перми I до станции Мотовилиха (в районе музея Пермской артиллерии на улице 1905 года). Строительство детской железной дороги в Перми (ДЖД) включено в проект инвестиционной программы ОАО «РЖД» до 2025 года. Институт РЖД — «Уралжелдорпроект» (УЖДП) проводит проектно-изыскательские работы. На середине пути появится остановка Набережная (в районе порта «Кама»). Здесь разместится круговое депо по дореволюционному проекту.
На базе кругового депо будет организован филиал Кванториума СвДЖД по аналогии с екатеринбургским. Общая стоимость проекта ориентировочно оценивается ОАО «РЖД» в 1 млрд рублей. Предполагается использовать комплекс зданий, расположенных в квадрате улиц Максима Горького и Советская, рядом с Пермским институтом железнодорожного транспорта (Горького 4, 6, 8, Советская, 8 — для размещения объектов учебного центра ДЖД, Советская, 1 литер П (бывшее локомотивное депо завода им. А. А. Шпагина) — под музей истории Уральской железной дороги).
До конца года РЖД представит эскизы архитектурного решения будущего учебного центра. По словам Ивана Колесникова, решен вопрос расположения трассы, определена схема отправления поездов со станции Пермь I. По ветке пойдут как современные узкоколейные поезда, так и ретропоезда на паровозной тяге. При этом на железнодорожном участке от станции Пермь I на Горнозаводском направлении продолжат курсировать пригородные поезда, для которых также будет сделан новый остановочный пункт в районе кругового депо.
Здание под музей на территории завода им. Шпагина реконструируют и передадут РЖД в безвозмездное пользование. «Здание необходимо сохранить, учитывая, что исторически там располагались первые железнодорожные мастерские на Уральской горнозаводской железной дороге», — отметил Иван Колесников.
ОАО «РЖД» в рамках соглашения сделает проект, оснастит необходимым оборудованием железнодорожного вокзала станции, приобретет подвижной состав. Также РЖД будет взаимодействовать с Пермским краем в рамках реализации учебных программ и софинансирует создание технопарка. Будет содержать один из корпусов завода Шпагина (переданный под музей).
Смотрите на пермский проект ДЖД — в нашей фотоподборке.