Posted 7 мая 2023,, 18:43

Published 7 мая 2023,, 18:43

Modified 7 мая 2023,, 18:45

Updated 7 мая 2023,, 18:45

Мосты во времени. Что изменилось в Прикамье за 23 года с первой инаугурации Путина

7 мая 2023, 18:43
Окажись 23-летний пермяк на набережной Камы в 2000 году, попробуй доехать из Закамска в аэропорт, он бы очень сильно удивился. Ведь прогуляться с видом на закат ему было бы негде, а улетать пришлось бы проехав по пробкам часа три и из двухэтажного старенького аэропорта. Смотрим, как все изменилось.

Пермяки — люди суровые и не любят говорить о своем регионе в позитивном ключе. Мы предпочитаем не говорить, а делать. И совсем не замечаем позитивных изменений вокруг себя. Попробовали сравнить Пермь в 2000 году с Пермью сегодня и очень удивились, насколько все реально изменилось.

Транспортная инфраструктура

Если бы сегодняшний пермяк попробовал передвигаться по городу в 2000 году, то он бы не понял, где он и как ему «пройти в библиотеку». Произошедшие инфраструктурные сдвиги в Перми значительны, хотя и прошло всего 23 года. Но сегодня кажется, что так было всегда.

Привычно разгружает перемещение с правого берега Камы на левый и обратно два автомобильных моста и один железнодорожный. Последние несколько лет в Перми бурно обсуждают необходимость строительства третьего моста, который в планах руководителей города и края передвигается от Мотовилихи в Дзержинский район через улицу Крисанова. Но мы уже забыли, что Красавинский мост — совсем новое сооружение, ему нет еще и 20 лет.

Полная длина мостового перехода через Каму вместе с подъездными путями составила 15,2 км. Стоимость строительства по ценам 2003–2005 годов составила около 8 млрд рублей. Его строительство начали планировать еще в 1982 году, но проект был реализован при поддержке федерального бюджета в 2005 году.

В 2007 году за счет инвестиций из федерального и краевого бюджета был построен переход Стаханова — Чкалова. Его стоимость составила 1,1 млрд рублей. Магистраль протяженностью 1,8 километра связала два района, обеспечив выход в центр транспортному потоку, минуя шоссе Космонавтов, и положив начало новой обходной магистрали.

Одновременно с тем благоустраивались подходы к «старому» Коммунальному мосту — строительство новой скоростной улицы Спешилова с «нью-джерси», например, перевернуло в 2009 году представление пермяков о хороших дорогах. Кто-то сейчас помнит, что для поездки в Кировский район нужно было запастись терпением и плестись по старой двухполосной ул. Борцов Революции вместе с транзитным транспортом?

К 2014 году в Перми построили первую очередь Восточного обхода, была создана сетка дорог, по которой можно было проехать минуя Пермь — раньше все дороги вели через центр и нужно было (к примеру, из Кунгура в Березники) проехать по загруженным улицам города. Что было некомфортно всем: жителям города, автобусному движению, транзитному транспорту. Если взять цифры того времени, то в 2014 году на 27% больше транспорта по сравнению с 2006 годом стало проходить на пересечении Восточного обхода с улицей Цимлянской.

И это только «широкими» мазками на карте Перми. Сегодня мы уже оцениваем нововведение — трамвайный путь, связавший Индустриальный район и Мотовилиху по улице Революции. И внимательно наблюдаем за расширением Шоссе Космонавтов и строительством улицы Строителей, как будто новые транспортные развязки — это что-то плохое для горожан.

Ну, а если выехать за пределы Перми, то дороги в сторону Березников, Кунгура и Екатеринбурга за 23 года изменились до неузнаваемости. Но мы продолжаем ворчать по-пермски, и не верим гостям из других регионов, которые искренне восхищаются пермскими дорогами. И совсем уже не вспоминаем, что совсем недавно, всего шесть лет назад улетали из Перми (и возвращались домой) в старом двухэтажном аэровокзале.

Только в полете

Промышленность Пермского края — катализатор социально-экономического развития региона. По абсолютному размеру валового регионального продукта (ВРП), как и по ВРП на душу населения, Пермский край занимает лидирующие позиции в ПФО (ВРП на душу населения в 2015 году составил 397,6 тыс. рублей, 2 место), и входит в число 20 крупнейших регионов РФ. Доля ВРП края в ВВП России по итогам 2015 года составила — 1,61% (в 2014 году -1,65%). 2022 год 70,3% предприятий завершили с прибылью 43,1 млрд рублей.

Сегодня свою продукцию для нужд 42 российских и зарубежных холдингов поставляют 540 предприятий Пермского края. В целом, за последние три года фиксируется увеличение заказчиков почти в четыре раза.

Пермь исторически развивалась именно как заводской, промышленный город, основанный на производстве продукции оборонно-промышленного комплекса. Общий объем инвестиций в ОПК в ближайшие годы составит более 250 млрд рублей. Это проекты «ОДК-Пермские моторы», Мотовилихинских заводов, Пермского порохового завода и других предприятий.

В 2023 году Перми, на АО «ОДК — Пермские моторы», которая входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию госкорпорации «Ростех» запущено серийное производство двигателей ПД-14. Двигатели предназначены для российских среднемагистральных самолетов МС-21-310. К 2030 году планируют нарастить ежегодный объем производства самолетов МС-21 до 72 штук. Для самолётов будут нужны 160 двигателей ПД-14 ежегодно. Это первый серийный двигатель, который производится в Перми с 1993 года.

Российское конструкторское бюро АО «ОДК-Авиадвигатель» с 2012 года входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации». 10 октября 2011 года пермские двигателестроители вышли из под контроля структур американской компании Pratt& Whitney — Aviam Holding Company, L.L. C. Тогда ОДК консолидировала почти 100% «ПМЗ» и «Авиадвигателя». Сумма сделки составила 37 млн долларов США. За время, когда американские двигателистроители контролировали пермскую компанию, ей не было создано фактически ничего. 

Но это и не удивительно. 

«Путь к свободному обществу не был простым и легким, в нашей истории были и трагические, и светлые страницы», — сказал президент России Владимир Путин 7 мая 2000 года — в день вступления в должность президента России.

С началом нулевых потрясенная кризисами, высокой инфляцией, госдолгами и дефолтами экономика страны начала медленно подниматься. По данным Всемирного банка, в первые девять лет существования путинская экономика ежегодно прибавляла в среднем 7% к ВВП. И если в 1999 году показатель составлял 4,8 трлн рублей, то в 2022-м — 153,4 трлн. Сегодня безработица в России достигла рекордно низкого уровня.