«Потребителей подвинули». Больше никто не узнает, что спрятано в тарифе на тепло

28 февраля, 10:48
Пермяки еще не знают, что их ждет тариф на тепло больше 3 тыс. рублей за гигакалорию. И никогда не узнают, что же заложено в эту сумму. В новой методике тарифообразования разбирался наш журналист Татьяна Зырянова.

Как определяли тариф на тепло все эти годы? С помощью метода экономически обоснованных затрат. В рамках этого метода регламентированы все основные статьи затрат, которые можно включить в состав тарифов на тепловую энергию.

Если очень приблизительно, алгоритм был такой: расходы на зарплаты, на материалы, на ремонты, утечки, жилищно-коммунальные ресурсы, — всё это закладывали в тариф и делили на всех потребителей. Иногда включали туда гораздо больше, чем следует или такие затраты, на которые потребители скидываться не обязаны.

Тогда в дело вступали юристы, например, представители ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт», аудиторы Контрольно-счетной палаты региона, представители УФАС по Пермскому краю. ТСЖ оспаривали экономически необоснованные затраты, включенные в тариф на тепло. Суды периодические принимали решения об исключении этих необоснованных затрат из тарифа, жителям делали перерасчеты.

Яхты в тариф уже не влезут

Но с 2022–2023 года в Перми, Краснокамске, Чайковском и Березниках (сейчас там переходный период) введен новый метод определения тарифа на тепло — метод «альтернативной котельной». Он утверждён Федеральным законом №279-ФЗ от 29 июля 2017 года. По всей видимости, пролоббирован на самом верху владельцами естественных монополий, крупнейших производителей и поставщиков тепла. Основные особенности метода «альтернативной котельной» и перехода к ценовым зонам теплоснабжения определены в федеральном законе «О теплоснабжении» и в постановлении Правительства РФ.

Что представляет из себя этот метод? Это ряд формул, по которым рассчитываются условные затраты условной котельной, подставляя в формулы конкретные данные рассчитывается условная цена тепловой энергии, которую вырабатывает некая альтернативная котельная, которая могла бы быть воздвигнута в городе Перми и поставляла бы тепловую энергию соответствующим потребителям. Это некая идеальная котельная, и учитывается стоимость всего, что связано с эксплуатацией этой «идеальной» котельной.

Туман полнейший, конечно же. По словам юриста, представляющего интересы ТСЖ, Виталия Степанова, в постановлении правительства прописаны все основные параметры, которые учитывают при определении стоимости тепла, в том числе стоимость земельного участка, на котором находится котельная, эксплуатационные расходы. Таким образом, на федеральном уровне постарались закрепить по максимуму всё, из чего складывается цена на тепло, чтобы на местах не возникло желание включить необоснованные расходы, например, прогулки топ-менеджеров на яхтах или дорогие подарки партнерам.

Кстати, в одном из последних судебных процессов по оспариванию тарифов на тепло, представителям пермских ТСЖ удалось доказать, что в 2015 году около 130 млн рублей незаконно были включены в тариф на тепло.

Теперь проверять тариф можно только на соответствие нормам постановления правительства, нет ли задвоения трат, и хорошо ли у тех, кто считал, с арифметикой.

Что такое предельный уровень цены на тепло?

Но самое странное, с чем еще предстоит столкнуться всем потребителям, это так называемый предельный уровень цены — это та величина, выше которой в соответствующей системе теплоснабжения цена не может вырасти. Если очень просто — это некая величина, выше которой с потребителей брать денег нельзя.

При этом в федеральном законе о теплоснабжении зафиксировано, что истинная стоимость, конечная стоимость определяется соглашением сторон между потребителем и теплоснабжающей организацией.

«Как это все работает на практике — не очень понятно. Теплоснабжающая организация выставляет цену в рамках предельного уровня, а потребитель в этой ситуации — товарищ беззащитный, цена по сути определяется более сильным игроком. Пока как-то так работает. Хотя в законе норма такая, декларативно существует, что вроде как соглашением сторон это определяется. Наверное, можно попытаться выйти в суд и конкретному потребителю оспорить применение предельного уровня цены», — рассуждает Виталий Степанов.

Но и это еще не все сложности. Предельный уровень цены невероятно высокий, в некоторых случаях в полтора раза выше тарифов на тепло, действующих сейчас. Поэтому на уровне региона принят график по «доведению цены тепловой энергии до индикативного уровня предельной цены тепла». В Пермском крае предельный уровень цены на тепло должен быть достигнут в течение пяти лет. Таким образом, со своеобразной рассрочкой в пять лет мы должны переехать конечную точку, в предельную цену на тепло.

В Перми все еще сложнее

В Перми ситуация с тарифами усугубляется тем, что у разных жителей разные тарифы на тепло изначально. Например, есть те, кто платил по тарифу «Пермской сетевой компании» (ПСК), и те, у кого был тариф «Т Плюс». Разница примерно 25%. Так, в настоящее время у бывших потребителей ПСК цена тепла 2127,14 рублей за гигакалорию, а у пермского филиала «Т Плюс» 1772,71 рубля/ А предельная цена, к которой должны прийти в Пермском крае, это 3 тыс. рублей за гигакалорию. То есть и те, кто платит 1772 за гигакалорию, и те, кто платит 2127, через пять лет должны будут платить три с лишним тысячи рублей. Или больше, ведь предельная цена не совсем предельная, а каждый год ее пересчитывают. Ну, а что вы хотели? Инфляция.

Кстати, в прошлом году пермским ТСЖ удалось одержать победу в суде в споре о предельной цене тепла в Перми. Тогда суды установили, что принятое Министерством по тарифам постановление не позволяет определить, на основании какого установленного нормативно критерия или критериев, на кого конкретно, на какие группы потребителей, какие объекты, расположенные в зонах систем теплоснабжения 1-3 города Перми, распространяются «высокий» и «низкий» предельные уровни цены тепла.

Что еще интересно, предельную цену в 3 тыс. рублей могли бы установить хоть завтра, но сдерживают ее здравый смысл, соглашения между теплоснабжающими организациями и муниципалитетами, график губернатора и предельные индексы изменения цен. Так, соглашением между ПАО «Т Плюс» и муниципальным образованием Пермь с 1 декабря 2022 года определен рост цены для потребителей — 5%, при утвержденном Правительством РФ среднем индексе изменения роста платы граждан за коммунальные услуги — 9%.

Но там, где соглашений заключено не было, ресурсоснабжающие организации выставили цену, близкую к предельной. В итоге, например, для нескольких предпринимателей Перми цена тепла выросла на десятки процентов. Сейчас по этому поводу идет судебный процесс, бизнесмены оспаривают такой резкий рост стоимости ресурса.

«Часть города живет по одним правилам, там есть график поэтапного доведения до предельного уровня цены, утвержденный губернатором Пермского края, а у части города этого графика нет, поэтому, привет, работаем в рамках предельного уровня цены. Вообще бардак полный», — удивляется Виталий Степанов.

 

Старая песня о главном. Об инвестициях

По данным Минтарифов Пермского края, в модели «альткотельной» цена определяется исходя из характеристик системы централизованного теплоснабжения, без привязки к ресурсоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация заключает с органами местного самоуправления соглашение об исполнении схемы теплоснабжения, в котором определяет цену для потребителей с учетом мероприятий, установленных схемой теплоснабжения муниципального образования.

«Для потребителей такой подход к определению цены обеспечивает повышение качества и надежности оказания услуг теплоснабжения», — считают в министерстве. Считается, что теплоснабжающие организации, заключившие соглашения о цене на тепло с муниципалитетами, будут вкладывать средства в ремонт сетей, инвестировать в развитие сетевой инфраструктуры.

Но если раньше инвестиционная составляющая включалась в тариф, сейчас этого нет. Сейчас эти инвестпрограммы контролю со стороны потребителей практически не доступны. «Потребителей в этом вопросе серьезно подвинули, и в этом аспекте реально они не смогут сопоставить вопросы реализации инвестпрограммы со стороны естественной монополии и цены тепла», — объясняет Виталий Степанов. Что может потребитель? Жаловаться на качество услуги, если она оказывается ненадлежащим образом, требовать снижения ее цены в этих случаях.

При этом метод альткотельной применяется в крупных городах, для крупных теплоснабжающих организаций, в отдаленных территориях остаются старые основы ценообразования, метод экономически обоснованных затрат, или долгосрочный тариф, никто не отменял.

Виталий Степанов не верит, что новый метод формирования цены тепло повлечет за собой инвестиции со стороны естественных монополий. По его словам, во-первых, сами соглашения монополистов с властями на этот предмет часто носят во многом декларативный характер, значительная (а часто и основная) часть так называемых инвестиций в отрасль производятся за счет потребителей, а вкладывает ли теплоснабжающая организация свои средства и в каком объеме — большой вопрос.

Во-вторых, такой подход может работать только в ситуации строжайшего контроля за инвестициями, за работой системы теплоснабжения со стороны органов государственной власти. Осуществляется ли этот контроль должным образом?

Ну и в-третьих, нет уверенности в том, что владелец теплоснабжающей организации готов жить в России, десятилетиями компанию развивать, вкладываться на будущее.

#Спецпроекты
Подпишитесь