Posted 4 сентября 2014,, 06:00

Published 4 сентября 2014,, 06:00

Modified 2 марта 2023,, 17:33

Updated 2 марта 2023,, 17:33

С глазу на глаз. Любомир Найман, Skoda: «Авторынок падает уже два года. Так бывает»

4 сентября 2014, 06:00
То критическое падение продаж новых автомобилей, которое мы наблюдаем весь 2014, кого-то задело сильнее, кого-то — нет.

В числе аутсайдеров — Ford, который на федеральном уровне за полугодие упал на 41% и еще больше в некоторых регионах России. Но есть те, кто в этих условиях ухитрился не столько упасть, сколько слегка споткнуться. В числе таких производителей — Skoda Auto, которая с начала года стабильно держится у нас в первой «десятке» среди иномарок. Что дальше? Мы спросили об этом напрямую главу марки в России Любомира Наймана.

— В условиях падающего рынка «Шкода» стала одной из немногих марок, которая показала хороший результат по продажам. Как сами оцениваете свои результаты?

— Мы добились очень хороших результатов за 7 месяцев 2014-го, нам есть, чем похвастаться. Рынок действительно падает, на 5, 12, 17% — даже 23%, что мы видим сейчас. Наша динамика отличается: в этих условиях мы добились доли рынка выше, чем в прошлом году. Наши продажи сейчас тоже упали, но чуть-чуть: рынок упал в целом почти на 10%, мы — на 1%. Если взять результат июля, который огорчил очень многих, рынок упал на 23%, а мы выросли на 3%. Такую динамику мы хотим сохранить до конца года. Рынок пойдет вниз, и, надеюсь, дно будет нащупано в районе 23–25%.

— С чем связываете падение рынка в это году? Снижение покупательского интереса, чрезмерная насыщенность предложениями, политические и внешнеэкономические причины — что повлияло на рынок?

— Если смотреть на предыдущие годы, видно, что рынок падает уже два года. Здесь нет связи с новинками или их отсутствием. Причина падения рынка в этом году — колебания курсов валют. Это повлияло на рост цен, и из-за этого же снизился спрос. Так бывает.

— Весной 2014 года почти все автопроизводители внепланово повысили цены на свои автомобили, и Skoda не стала исключением. Будет ли еще повышение у вас в этом году?

— Зависит от ситуации на рынке и курсов валют. Сейчас автопроизводители находятся под огромным давлением.

— Какая модель является локомотивом продаж сейчас?

— Octavia — это 70% продаж. Видим, что растут продажи Rapid. Мы ожидаем, что к 2015 году произойдет перераспределение долей между этими моделями. Планируем, что Rapid вырастет еще больше, и доли между ним и Octavia составят примерно по 40%. Superb и Yeti тоже вносят свой вклад. Fabia, которая сейчас ушла с конвейера, добилась лучшего результата в это году, также как и Roomster.

— Скоро выйдет новая Fabia — она станет дороже «Рапида»? Можно уже говорить о ценнике на новинку?

— Думаю, это еще рано обсуждать. Сейчас мы ведем переговоры со штаб-квартирой, каким образом мы пойдем на рынок с «Фабией». Вы, наверно, уже видели ее первые изображения, она стала очень спортивной. Мы хотим, чтобы новую «Фабию» оценила молодежь, те, кто предпочитает динамичный образ. Новая Fabia уступит стартовое место в модельном ряду «Рапиду», а сама станет чуть выше него. Официальная премьера пройдет на Парижском автосалоне этой осенью, а в России автомобиль появится в начале 2015 года. Сейчас невозможно сказать точно, сколько будет стоить новая Fabia в России, можно только математически прикинуть, глядя на величину таможенного и прочего сборов…

— О чем говорит публике концепт VisionC, на какие новинки намекает? Существуют два мнения: так будет выглядеть новое поколение «Суперба» или же вторая модель, аналогичная «Пассату СС».

— Мы не будем делать концепт, который не нужен. Наш дизайнер Йозеф Кабан старается показаться элементы будущего дизайна, в концепте важны пропорции. Vision C должен показывать пропорции, которых мы хотим достичь. Superb это будет, или вторая модель — сложно сказать, но элементы, которые мы там видим, точно появятся на серийных автомобилях. Где-то на «Супербе», что-то на другой модели.

— Как дела у большого внедорожника Skoda, который станет на ступень выше Yeti?

— Работа идет. Мы уже видели автомобиль, у него отличный дизайн и отличные пропорции. Могу даже сказать, что у него статус «дизайн-фриз» — это значит, что уже никто не трогает внешний вид автомобиля. Сейчас этот проект находится в стадии технической проработки, есть прототип, ведутся тесты. Точный срок презентации этой новинки и дату выхода в свет я вам сказать не могу, уже и так все тайны раскрыл.

— Стенд Skoda на Московском автосалоне очень похож на стенд на Женевском. Вы замечаете этот же тренд у других автопроизводителей?

— Пока что я не смотрел другие стенды. Мы не делаем разницы между Женевским, Парижским или Московским автосалоном. Наш стенд ничем не отличается от женевского, а ведь именно Женева — самый престижный автосалон. Мы делаем это потому, что хотим показать свое уважение к российскому рынку.

— Имея сборку на территории России, чувствуете ли вы себя иначе по сравнению с теми, кто не имеет локального производства? Особенно на фоне сегодняшней политической ситуации.

— Про политику мы ничего не говорим, наша задача — бизнес. У концерна самый больший опыт по выходу на новые большие рынки. VW были первыми в Китае 20 лет назад, они работали в Южной Африке и в Бразилии. «Фольксваген» всегда приходит с важным планом, и в Россию концерн пришел с очень долгосрочными задачами: сейчас у нас огромное сборочное предприятие в Калуге, там же готовится к запуску завод по производству моторов. Мы хотим продавать машины и обслуживать наших клиентов. Мы видим, что они любят нашу марку, у нас большой процент лояльности.

— В прошлый раз вы говорили, что Skoda не боится Toyota и Hyundai. Прошло два года, позиции марки укрепились — кого не боитесь теперь?

— Никого не боимся теперь. Мы работаем в массовом сегменте, поэтому здесь проще рассуждать о том, кому удалось добиться чего-то в этом году, а кому нет. Я не хочу называть конкретные марки, но у участников рынка есть серьезные провалы, более 30%. Мы же работали сначала на 10-й строчке рейтинга самых предпочитаемых иномарок, потом уже на 9-й строчке. И в будущее мы смотрим с оптимизмом.

"