Posted 12 сентября 2023,, 02:00

Published 12 сентября 2023,, 02:00

Modified 13 сентября 2023,, 10:50

Updated 13 сентября 2023,, 10:50

Судьба Спящей красавицы в гастрольном мюзикле «Фома» по мотивам Шевчука. Рецензия

12 сентября 2023, 02:00
Спойлеры: незначительные | Рейтинг: любителям мюзиклов, русского рока в целом и ДДТ в частности, а также интересующимся новейшей историей своей страны | 16+

В Перми начался гастрольный проект фестиваля «Золотая маска». В течение нескольких месяцев у нас в городе покажут ряд спектаклей, удостоенных главной театральной премии страны. Первым в рамках проекта показали мюзикл «Фома» (16+) Новосибирского музыкального театра. Григорий Ноговицын рассказывает, как этот мюзикл, основанный на песнях Юрия Шевчука, повествует о недавнем прошлом, судьбе поэта, а также воспроизводит атмосферу концерта ДДТ.

В последние дни фестиваль «Золотая маска» немного лихорадит из-за странных новостей о радикальной смене формата главной театральной премии страны. К счастью, это никак не сказывается на уже запущенных проектах, например таком, как гастроли спектаклей, ставших лауреатами «маски». В Перми с сентября по декабрь покажут несколько таких постановок, и это прекрасная возможность увидеть лучшее из последних лет.

Основной площадкой для гастролей стал Театр-Театр, и поэтому вполне естественно, что первый спектакль программы «Золотая маска» в Перми» — мюзикл (правда, серьезно отличающийся от тех, что привыкли видеть пермяки на этой сцене). «Фома» Новосибирского музыкального театра — по сути, байопик известного российского музыканта. Почему-то у нас, в стране, где с музыкальными иконами с интересной судьбой всё более чем в порядке, не очень распространен такой жанр музыкального спектакля. Вспоминается разве что скандальный «СашБаш» (16+) екатеринбургского ЦСД, который пытались запретить родственники Башлачева.

«Фома» берет за основу биографию и песни Юрия Шевчука и через них рассказывает историю некоего вымышленного рок-музыканта Фомы. Но, видимо, прекрасно понимая, что байопики это, на самом деле, ужасно скучные и одинаковые произведения, режиссер Филипп Разенков и автор либретто Константин Рубинский сделали одну очень хитрую вещь. Они через судьбу музыканта рассказывают историю нашей Родины, которую Шевчук назвал когда-то спящей красавицей. Действительно, а что как не песни ДДТ идеально иллюстрируют историю России последних 35–40 лет?

Наша новейшая история в «Фоме» упакована не только в строчки песен и диалоги героев, но и в сценическое оформление, интересно придуманное Еленой Вершининой. Это одна большая, остроумно продуманная для разных трансформаций платформа, которая выглядит как рисунок, сделанный на картоне. И весь реквизит тут тоже нарисован на резаном картоне. Это то ли отсылка к тому, что Шевчук по образованию художник, то ли беззастенчивое заимствование визуального приема из культовой хип-хоп оперы «Копы в огне» (12+) (ее, кстати, тоже привозили на гастроли в Театр-Театр в рамках фестиваля «Текстура» в далеком 2011 году). Но, так или иначе, это решение очень идет песням ДДТ, как и цветовое решение разных эпох, по которым Фома проходит со своей гитарой.

Первая эпоха — синие застойные 80-е в периферийном городе (неназванная Уфа). Это момент становления музыканта среди государственных запретов и вольнолюбивых хиппанов. Тут герой находит свое предназначение и любовь всей жизни — Людмилу (Анна Ставская). Но из-за своих песен, под давлением властей и разгромной газетной критики Фома вынужден покинуть родную периферию.

Следующая часть — красная Москва. И тут резкий временной перескок, потому что прямо из провинциального застоя герой оказывается в столичных 90-х. Тут они не святые и не лихие, а подлые и мерзкие. 90-е в «Фоме» это время, сломавшее людей: Фома пьет, фанат The Rolling Stones продюсирует отвратительных фонограмщиков (бой с которыми реальный Шевчук безнадежно проиграл), бывший хиппарь дослужился до подполковника милиции, а пацифист погиб на войне. Но благодаря любви подлое время Фому не ломает, и он отправляется дальше.

Третья, заключительная часть — черно-серый пес Петербург. Город и время как огромной радости и большого успеха для Фомы, так и самой ужасной трагедии.

Интересно, насколько разные задачи тут у исполнителей центральных ролей и актеров, играющих остальных персонажей. Фома и Людмила — обычные люди, которые спасаются любовью друг к другу. Фома Александра Крюкова — это сделанный лопатой романтик-простак, а Людмила Анны Ставской — чуть ли не тургеневская девушка, которая, несмотря на утонченность, может вытащить любимого из жуткого штопора. А вот остальные герои — это маски, местами гиперболизированные чуть ли не до состояния карикатуры. Но тоже отлично исполняющие все песни.

А каждая песня ДДТ, будучи превращенной в отдельный музыкальный номер, рассказывает либо о времени, либо о персонажах, либо о том и другом. «Поэт» пусть в лоб, но очень точно демонстрирует метания автора в тисках цензуры. «Ночь Людмила» оказывается криком души целой семьи, переживающей, что дочка связалась с рокером. «Родина» рождается на свет в страшное время, после избиения музыканта бомжами, которых науськали бандиты. А великий хит «Осень», после которого действительно можно было ничего больше не писать, предстает символом безусловного успеха, счастья и популярности.

Да, мюзикл «Фома» состоит из довольно расхожих песен ДДТ, которые знакомы почти всем по дворово-костровым посиделкам с гитарой или эфирам «Нашего радио». Эффект узнавания и способ преподнесения только добавляют приятных впечатлений. Хотя одна из проблем «Фомы» в том, что песни Шевчука явно длиннее, чем полагается формату мюзикла. От этого и отдельные номера, и весь спектакль кажутся несколько затянутыми.

И даже удивительно, что так много, внятно и красиво рассказать о временах и о людях создателям «Фомы» удалось, несмотря на то, что они явно нарочно не трогали социальные песни Шевчука. В спектакле используют только его лирику. Получается интересная картина: в блоке про периферию не звучит ни одной песни, из-за которых Шевчуку пришлось уехать. Говоря о друге, явно погибшем в Чечне, не звучит ни одна из великих песен Шевчука, слова которых он вынес из пылающего Грозного. Тут исполняют «Бродягу». За это создателей мюзикла можно попробовать упрекнуть в излишнем карамелизировании материала и сглаживании острых углов. Чем сам Шевчук никогда не занимался. За то и полюбился народу.

Но такая претензия к «Фоме» будет совсем не справедлива. Да, это отличная и трогательная жанровая история. Но при этом ее создатели смогли, не затрагивая острые и злые песни Шевчука, передать и ощущение разных времен, судьбу родины-спящей красавицы, и суть творчества лидера ДДТ. Он ведь всегда был именно про лирику: про наполненное добротой небо, мир и прекрасную любовь, которая прорвется через всё, — запреты, подлость и даже смерть ей не преграда! Просто слишком часто приходилось петь про сами запреты, подлость и смерть.

У группы ДДТ есть неизменная традиция — каждую концертную программу завершать исполнением песни «Это всё». И под эту песню зрители зажигают фонарики. Так было и в конце «Фомы»: со сцены звучало «Это всё», в зале люди зажигали фонарики. И одна только эта концовка говорит о том, насколько точно создатели мюзикла ухватили суть песен Шевчука и смогли ее так верно передать, что возникало чувство финала концерта ДДТ. А это очень сильное чувство, поверьте человеку, который был на всех выступлениях ДДТ в Перми за последние лет десять.

"