14 июня 2012 года интернет-портал 59.ru провел круглый стол «Конференция взыскательного блогера» на тему: «Белые ночи в Перми»: важные мелочи, которые портят праздник». В числе приглашенных участников были ио вице-премьера правительства Пермского края Борис Мильграм, директор фестиваля современного искусства «Живая Пермь» Татьяна Санникова, ресторатор Илья Баршевский, представители блогосферы и журналисты. Действительно: кто как не блогеры лучше других видит недостатки?
Но с самого начала что-то пошло не так. Виной всему стал общий лейтмотив нескольких громких заявлений губернатора Пермского края Виктора Басаргина, сделанных в последнее время и не оставлявших никаких иллюзий на какую-либо преемственность в культурной политике региона в дальнейшем.
Применительно к «Белым Ночам 2012» это означает, что третьего фестиваля в 2013 году не будет. Согласитесь, что в такой ситуации устраивать разбор полетов было глупо, и разговор сам по себе завертелся вокруг целеполагания организаторов фестиваля. Проще говоря: зачем все это было нужно, почему именно в таком формате и что потеряет Пермь, если проект свернется до стандартного набора нескольких не связанных друг с другом культурно-развлекательных мероприятий. Слово взял Борис Мильграм, а другие участники дискуссии и журналисты параллельно пытались понять, что он как один из застрельщиков и идеологов пермского культурного проекта готов предпринять.
Для тех, кто не в теме, повторюсь. Цель фестиваля «Белые Ночи», равно как и всей культурной политики команды экс-губернатора Олега Чиркунова, - сделать Пермь пригодным и комфортным для проживания городом, преодолеть отрицательное сальдо миграции и обеспечить жителей качественным досугом. Фестиваль задает новые стандарты не только организации городских и региональных культурных мероприятий, но и проведения досуга для населения.
Масштаб фестиваля соразмерен аналогичным европейским проектам, если не превосходит их. Двадцать четыре дня непрекращающейся череды самых разнообразных культурных действий, от выставок до театральных постановок. Аналогов подобного явления в России пока нет.
Ошибочно считать, что цель фестиваля - повысить посещаемость спортивных кружков или заработать денег в бюджет. Фестиваль в лучшем случае выйдет на 50% окупаемость на пятый год, а рост посещаемости спортсекций - это побочный продукт. Необходимо качественно поменять сам характер проведения городского досуга пермяков. Поднять уровень потребителя от пивной дискотеки на вытоптанной траве эспланады или концерта художественной самодеятельности на день города, показать новые возможности по проведению свободного времени, сформировать потребность в этом. Иными словами, «Белые Ночи» - это концентрированное и показательное выражение смысла культурной политики в крае в последнее время. Понятно, что при сворачивании фестиваля ни о какой преемственности в культурной политике говорить не приходится.
Безусловно, второй год проведения фестиваля можно назвать успешным. Растет профессионализм команды, оттачивается технология. Посещаемость фестиваля поражает. Судя по сайту фестиваля, на момент написания статьи на его площадку через центральный вход прошло свыше 800 тыс. человек. Еще немного - и это будет условно каждый житель краевого центра и каждый третий житель края. Впечатляющая статистика. По словам специалистов, чтобы перевести эту цифру в конкретных посетителей, надо к ней добавить ⅓ и разделить пополам. А еще если учесть что от фестиваля в восторге большинство посетителей от мала до велика, то это можно назвать однозначной победой. Пятисоттысячный гость фестиваля получил в подарок компьютер, сейчас организаторы думают, что подарить миллионному гостю, в качестве варианта рассматривается автомобиль.
Вернемся к нашему круглому столу. Настроение у ио вице-премьера, в отличие от гостей фестиваля, оптимизма не внушало, да и вряд ли могло быть по-другому, если человек работает «последние пять минут». На традиционные вопросы журналистов, при каких условиях он бы остался дальше «тащить» проект «Белые Ночи» Мильграм отвечал в том смысле, что «только если меня попросят остаться в том или ином качестве», добавив, что проект ему дорог и просто так бросать его не хочется. С менеджерской позиции чиновник заметил, что технология проведения фестиваля сформирована, ее легко можно отделить от проекта и перенести на любую другую площадку, где на нее будет спрос и созданы условия для реализации.
Обсуждали и то, что можно сделать, чтобы проект не свернулся. Присутствующими высказывались робкие надежды, что пермяки отстоят полюбившийся фестиваль. Лично я, зная инертность народонаселения, в это слабо верю.
Некую остроту дискуссии придала попытка выяснить отношения по «ресторанному» конфликту между Борисом Мильграмом и Ильей Баршевским, но быстро выяснилось, что претензии ресторатора надо адресовать не идеологу, а топ-менеджерам фестиваля. Мне показалось, что в конфликте обе стороны хороши, что, безусловно, не оправдывает организаторов, по одной только им ведомой причине поменявших шило на мыло и доводящих эту некрасивую историю, негативно сказавшуюся на имидже фестиваля, до абсурда. Честно говоря, я получил удовольствие, глядя на то, как интеллигентные люди достаточно жестко ведут беседу, при этом не опускаясь до взаимных оскорблений. Это сейчас большая редкость.
Немного о деньгах – любимой теме пермяков. Очень грубо совокупный бюджет проекта можно оценить в 200 миллионов рублей. Много это или мало можно судить в пересчете затрат на душу населения краевого центра – 200 рублей, или на одного жителя края – 77 рублей. Я считаю, что это небольшая сумма вполне соответствующая полученному пермяками продукту.
Как уже говорилось, в дальнейшем планируется сокращать бюджетное присутствие до 50% перекладывая затраты на бизнес. И в этом еще одна особенность пермского проекта. Мы с вами знаем, что обычно происходит по другому – в момент старта бизнес железной рукой власти загонятся на подобные площадки, и им это воспринимается как ярмо, если не сказать вымогательство со стороны чиновников. В Перми все по другому – бизнесу стремятся создать условия, для того чтобы он сам с радостью пришел на площадку на период ее раскрутки, а потом стал полноценным партнером.
Нормальная такая модель частно-государственного партнерства. Как я понял, арендная плата за размещение своих объектов в фестивальном городке с представителей бизнеса не взымается. Были и оптимистичные новости. Как оказалось, фестивальный городок на эспланаде после 24 июня не разберут, снимут только выставочные павильоны. На фестивальной площадке останутся башни, сцены, а главное, на радость пермякам, бассейн с пляжем. Все это «хозяйство» будет использоваться в других массовых мероприятиях города до августа.
Поле боя за культурные ценности в Перми осталось за командой нового губернатора, методично зачищающего все сферы от наследия Олега Чиркунова, невзирая на положительный или отрицательный опыт инноваций. Это самый негативный сценарий, и он идет вразрез с декларированными изначально принципами мягкой смены управленческой парадигмы. Для Перми это однозначно плохо. Город начинает постепенно превращаться обратно в безликий провинциальный центр. Пока это еще не заметно.