Разработчики мастер-плана: Пермь — спящая красавица

24 сентября 2012, 08:55
Планировщики из Нидерландов ответили на критику мастер-плана, поделились с Properm.ru впечатлением о том, как изменилась Пермь и рассказали о влиянии шестиэтажной застройки на жизнь горожан.

В 2008 году компания KCAP Architects&Planners занялась подготовкой мастер-плана Перми. Позднее этот документ лег в основу генерального плана города. Благодаря проведенной работе Пермь стала первым российским городом, где прошел международный конгресс ISOCARP. Участие в нем приняли более трехсот специалистов из сорока стран мира. Среди участников мероприятия были и представителя КСАР, которые дали интервью Properm.ru: партнер компании Хендрик Ван Дер Борн и архитектор Мария Пидодня.

— Хендрик, Мария, вы приехали в Пермь 4 года назад. За это время был не только сделан мастер-план, но и на его основе принят генплан города. Видите ли вы результаты вашей работы?

Хендрик: Мы рады, что постепенно продвигается проект благоустройства набережной, кое-где появляются выделенные полосы общественного транспорта. Иногда это не физический, а скорее интерактивный результат: все больше людей вовлекается в процесс обсуждения дальнейшего развития города.

Конечно, мы видим объективные причины, почему некоторые идеи реализуются медленнее, чем хотелось бы. Такие, как общее состояние рынка, смена власти или отсутствие денег на реализацию длительных градостроительных проектов.

Но нам приятно слышать от коллег, что мастер-план Перми имеет для города не только практическое значение, но и используется как пособие. Мы не ожидали такого эффекта от работы.

— В Перми мастер-план у большинства жителей ассоциируется в первую очередь с шестиэтажной застройкой. Именно эта часть работы подвергается наибольшей критике. Почему в свое время при разработке мастер-плана вы остановились именно на такой высоте зданий?

Хендрик: В последнее время в России, и в Перми в частности, строилось много высотного жилья. Не буду говорить обо всех его недостатках, скажу лишь об одном: в районах, застроенных многоэтажными домами, не решается вопрос парковки. Здания окружаются кольцами машин, и прилегающая территория выглядит очень непривлекательно. Шестиэтажная застройка не только благодаря своей высоте, но и способу организации пространства, разделению его на уличное и дворовое, создает человеческий масштаб. Она позволяет лучше организовать такие дополнительные функции, как парковка. Эта типология хорошо зарекомендовала себя не только в Западной Европе. Для России шестиэтажная застройка тоже не новшество. Здесь, в Перми, это традиционный способ организации пространства, множество примеров тому мы можем увидеть в центральной части города.

Мы предложили высоту шесть этажей как базовую. Но при этом нужно учитывать расстояние между зданиями: если группу домов планируется построить замкнуто, то возможно, этажность будет ниже. Где-то, напротив, целесообразно поставить высотные акценты.

Хочу подчеркнуть, мастер-план — документ стратегический, он не устанавливает нормативов для каждого конкретного здания. Это структурная основа. Когда власти Перми начнут разрабатывать документацию по планировке территории, они решат, где лучше отойти от этой нормы. Эта возможность в мастер-плане предусмотрена.

— Как вы прокомментируете критику мастер-плана?

Хендрик: Было бы странно, если бы документ, который касается всех жителей города, не вызывал возражений. Аргументированная дискуссия полезна. Хорошая работа должна противостоять этой критике.

Мы мониторим градостроительную ситуацию в Перми. И на Конгрессе основная часть нашего выступления была посвящена даже не шестиэтажной застройке, а трем другим моментам, по которым назревает дискуссия.

Первый пункт — это возвращение к теме компактного города. Нужно ли строить на свободных территориях за городом, потому что земля там, якобы, дешевая, но при этом на строителя ложатся все последующие расходы по содержанию территории? Мы считаем, что у такого города нет «завтра».

Но можно найти механизмы и оставаться более или менее в существующих границах: посмотреть, где есть свободные участки, ветхое жилье. Мы не говорим об уплотняющейся застройке, которая возникнет во дворе у каждого. Конечно, она никому не нравится. И без этого у Перми огромный потенциал для строительства в пределах существующих границ.

Второй тезис нашего выступления — это соучастие жителей. Несмотря на то, что во время подготовки мастер-плана власти были открыты для общения и информирование пермяков проводилось постоянно, многие горожане оказались не в курсе происходящих событий. Видимо, над этим нужно работать дальше.

Третий повод для дискуссии — соответствие мастер-плана местным градостроительным нормам. Мы нередко слышим, что они противоречат друг другу, и попытались ответить на это замечание. Мастер-план нормам не противоречит. Периметральная застройка возможна, примеры этому есть не только в Перми, но и в других городах России. Проблема в интерпретации.

Сейчас происходят спекуляции на эту тему. Например, архитекторы задают вопрос: как устраивать площадки для контейнеров в компактных маленьких кварталах? Мол, по санитарным нормам должно быть соблюдено определенное расстояние от подъездов до открытых помоек. Но никто и не предлагает делать открытые помойки. Мусор можно собирать и другими способами, это вопрос менеджмента.

Повторюсь: мы готовы участвовать в дискуссии по предложениям мастер-плана. Это гибкий документ, а не какая-то священная книга.

— Главный аргумент строителей против шестиэтажной застройки — себестоимость таких объектов существенно выше. Вместе с тем, ВикторБасаргин поставил задачу возводить жилье эконом класса. Как найти здесь точки соприкосновения?

Мария: Это сложный вопрос, ответ на него лежит в экономической плоскости. Нам несколько удивительным кажется соотношение цены и качества жилья в Перми. Квартиры не очень хорошего качества в «домах-муравейниках» без благоустроенной прилегающей территории стоят бешеных денег. Выдавать это за доступное жилье странно. Почему жители Перми обречены только на такое качество — нам непонятно.

Уверены, на рынке жилья можно создать течение, при котором будут строиться новые, лучшие по качеству дома. В них смогут переезжать те, у кого есть деньги на альтернативу, освобождая квартиры для людей, у которых денег меньше. В результате жилищный рынок регенерируется, улучшится постепенно. Если продолжить возводить на окраинах дешевое жилье — что будет с Пермью?

На самом деле, мы со строителями в дискуссию на эту тему стараемся не вступать, потому что это вопрос экономический. Но можем назвать плюсы и минусы той или иной планировочной типологии. Показать примеры из практики. Посмотрите вокруг — и увидите огромные территории, неухоженные, никому не нужные дворы, дороги, которые никто не содержит. Кому нужно такое будущее? Этот вопрос мы задаем Перми. И наш совет как профессионалов-градостроителей — посмотреть на альтернативу.

— Может быть, убедить жителей во всех прелестях мастер-плана не самая сложная задача. Есть еще строители. Как быть с ними?

Хендрик: И здесь, в Перми, и в Нидерландах у нас было много встреч с пермскими строителями. Мы показывали им различные проекты, убеждали. Уже потом оказывалось, что многие из них уезжали под впечатлением. И это было не один раз, не два и не три. Когда ты видишь вживую то, что предлагают на бумаге, то испытываешь совсем иные чувства. Поэтому есть вера, что на рынке Перми появится новый продукт.

— Вам удалось выявить основные градостроительные тенденции в России? Или Пермь с ее подходами к градостроительству — уникальный город?

Мария: Он с одной стороны типичный. Но то, что сейчас происходит в Перми, — это очень уникально.

Хендрик: У Перми есть много общего с другими городами: они активно застраивались по одинаковым принципам в одно и то же время. Все так или иначе сталкиваются с проблемой повышения мобильности, с тем, что транспортная система не справляется с потребностью людей на перемещение. Структура жилищного рынка очень однотипная. И это большой минус.

Но Пермь от многих российских городов отличает то, что здесь чувствуется история. У нее свой характер, который формирует река и овраги. Нам кажется, что Пермь — это спящая красавица.

— Олег Чиркунов и Игорь Шубин разделяли те идеи, которые принесла компания КСАР. Насколько сложно было потерять таких лоббистов мастер-плана? Как планируете выстраивать отношения с новой властью?

Хендрик: Мы и сейчас много работаем в Перми с администрацией города, властями края, видим желание сделать город лучше и защитить интересы жителей. Это вызывает доверие.

Недавно у нас состоялась встреча с вице-премьером Пермского края Олегом Демченко и министрами. Это было первое знакомство с начала работы нового правительства. Мы попытались рассказать о проделанной работе. Мы рады началу диалога. Считаем, что мастер-план — это устойчивый документ, сделанный на долгую перспективу. Надеемся, что он сможет пережить смену власти. И эту, и последующие.

— На Конгрессе обсуждался вопрос участия жителей в градостроительных вопросах. Нередко можно было услышать мнение, что население не готово воспринимать идеи, которые исходят от власти. С другой стороны, у рядовых горожан сегодня практически нет рычагов, чтобы воздействовать на мнение чиновников. Что должно произойти, чтобы ситуация поменялась? Или это вопрос менталитета?

Хендрик: Обычно мы стараемся не только делать нашу прямую работу, но вести полемику в прессе, писать статьи выступать, таким образом информировать людей. Это помогает жителям сориентироваться и вызывает больше доверия к процессу.

Мария: Участие населения, действительно, очень важный момент. Я слышала разные мнения региональных властей о том, как нужно выстраивать взаимоотношения с горожанами, как получить реакцию населения. И есть ли при этом шанс у человека быть услышанным.

На Конгрессе присутствовал наш коллега из Москвы Эдуард Трутнев. Сейчас он по заданию правительства Москвы изучает юридический аспект этой проблемы. Судебные процессы по правам собственников со взрывной волной идут в Москве. Если власть не научится прислушиваться к населению, то очень скоро столкнется с серьезными проблемами.

И разработка такого документа, как мастер-план, когда взамен ручного администрирования принимаются правила, известные всем, это и есть показатель, что власть в Перми хочет сделать градостроительный процесс более прозрачным.

— Далеко не все могут позволить себе поехать в Европу чтобы оценить современные строительные проекты. У Олега Чиркунова была идея построить в Перми кварталы, соответствующие принципу мастер-плана. Но сейчас до конца не ясно, будут ли они когда-либо воплощены в жизнь…

Хендрик: Конечно, огорчительно это видеть. С другой стороны, такие преобразования требуют времени. Мы надеемся, что все-таки сумеем найти общий язык по 179-му кварталу, сделать хороший проект и показать его.
Конечно, есть реальные условия рынка, живые люди со своими мнениями, те же политики, но мы верим, что мастер-план сможет это пережить. Мы готовы помогать двигаться в заданном направлении. Усилия предпринимать нужно, нельзя сидеть сложа руки и ждать, когда наступит светлое будущее.

Автор фото: Константин Долгановский

#Недвижимость #Мнения #Генплан
Подпишитесь