Швейцарский архитектор Петер Цумтор представил эскизы обновленного проекта здания пермской галереи. Планировалось, что эксперт выступит перед пермскими архитекторами и представителями культуры за закрытыми дверями, вход на презентацию предполагался только по спискам. Но когда проектировщик начал рассказывать о своей работе, журналистов не попросили покинуть зал.
Цумтор не ожидал встречи с такой большой аудиторией. Проектировщик с мировым именем столкнулся не только с уральскими морозами, но и с холодным приемом пермских архитекторов.
По задумке автора, здание музея должно читаться как символ. Проектировщик попытался максимально вписать его как в городскую среду, так и в существующий ландшафт. Символика корабля многозначна — это и движение, и вода, и религиозный символ. Выставочные пространства в нем плавно перетекают одно в другое, здесь не предусмотрено замкнутых помещений.
В организации пространства галереи сохраняется логика города. Цумтор продемонстрировал большие залы и сравнил их с домами на улице, которые будут разделяться «коридорами-улицами». Во всех помещениях много света. В ночное время верхний этаж, по мнению проектировщика, будет хорошо освещаться, а панорамные окна должны создавать ощущение воздушности здания, его связи с природой. «Музей больше соотносится с парком над Камой, а не с городом. Сквозь него мы уже видим воду», — объяснил архитектор свою идею.
В эскизном проекте пока не проработано ни внутреннее оформление галереи, ни фасад здания. Единственное предложение, которое высказал архитектор по организации внутреннего пространства, — в центре каждого большого зала разместить одну из скульптур коллекции галереи.
Затем архитектор перешел к вопросу о размещении здания. Петер Цумтор признался, что внес в проект коррективы буквально за час до презентации, после того, как еще раз съездил на Соборную площадь. Архитектор предложил панорамную лестницу сдвинуть правее, в сторону Кафедрального собора. Музей же должен размещаться параллельно зданию ВКИУ, выступая вперед, в сторону храма, но не заслоняя полностью вида на Каму. Створ Соборной площади Цумтор назвал «рамой», галерея должна наполовину в нее войти.
Высота здания, по задумке архитектора, должна составить 12 метров, над Соборной площадью музей должен возвышаться на 7–8 метров. Но возможно и понижение высотности.
Практически никто из пермских архитекторов не решился отметить достоинства проекта. Но и критиковать идеи человека, имя которого является одним из символов мировой архитектуры, открыто тоже никто не отважился. Лишь глава департамента и градостроительства Перми Олег Горюнов высказал опасение, что размещение здания в створе Соборной площади нарушило бы законы архитектурной композиции.
Поддержать коллегу решился только архитектор Александр Зотов. «Ваши работы философские, а идеи воздушные. В галерее много света, много стекла и много мысли. Если здание будет построено, то впредь наши архитекторы не будут иметь права строить и проектировать хуже», — похвалил он Цумтора.
Большинство «шпилек» пермских проектировщиков сводилось к тому, что «здесь нельзя строить» (далее следовала ссылка на Правила землепользования и застройки или Закон об охране объектов культурного наследия — Properm.ru). Второй блок возражений касался того, что «здание нарушит восприятие Кафедрального собора». На оба вопроса проектировщик ответил обезоруживающей фразой: «Я не россиянин, а всего лишь швейцарец. Но у нас тоже есть законы. И если закон нам не нравится, мешает жить, то мы его меняем». После этого в зале раздались аплодисменты.
Архитектору напомнили о близости железной дороги и сложностях выделения земли. Но вопросы о выделении участка и местоположении будущей галереи пресек глава администрации Перми Анатолий Маховиков. По его словам, земля, зарезервированная под строительство галереи, находится в муниципальной собственности.
В конце концов проектировщик буквально взмолился и попросил на девять критических замечаний высказывать хотя бы одно одобрительное. И он нашел благодарных слушателей в лице представителей пермской культуры.
Олег Ощепков, некогда возглавлявший краевое министерство культуры, заявил: «Это чрезвычайно удобное место для людей, которые гуляют по Комсомольскому проспекту, по набережной. Именно здесь собираются пешеходные потоки и размещение музея в этом месте — несомненный плюс. Люди привыкли ходить в музей именно сюда, стереотип складывался десятилетиями. Мне надоела открыточная часть реки. Мне нравится интеграция объекта, создание новых возможностей для знакомства людей с Пермью. Я убежден, что это хорошее решение».
Экс-директор художественной галереи Надежда Беляева заявила, что галерея возлагает все надежды на швейцарского архитектора. Закрывая встречу, Виктор Басаргин заявил, что краевые власти будут двигаться в сторону реализации проекта.
Отвечая на вопросы журналистов, Цумтор отметил, что ему было непросто вести беседу, он не ожидал, что негатива будет так много. Но встречей остался доволен и даже пообещал вновь посетить Пермь весной 2013-го года.
Список гостей на презентации нового здания галереи:
— Директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян
— Экс-руководитель музея Надежда Беляева
— Исполнительный директор Пермского театра оперы и балета Анатолий Пичкалев
— Художественный руководитель Театра-Театра Борис Мильграм
— Художник Юрий Лапшин.
Проектное сообщество представляли Виктор Воженников, Игорь Луговой, Сергей Шамарин, Геннадий Егошин, Олег Горюнов и другие.
— Депутат Законодательного собрания Юрий Елохов
— Депутат Законодательного собрания Олег Жданов
— Депутат Законодательного собрания Лилия Ширяева
— Депутат Законодательного собрания Алексей Луканин
— Глава Перми Игорь Сапко
— Глава администрации Анатолий Маховиков
— Министр градостроительства Дмитрий Шаповал
— Губернатор Пермского края Виктор Басаргин