Автомобильный рынок России по итогам продаж в 2012 году взял уверенное «серебро», уступив лишь Германии — извечному лидеру в этом зачете. Пермский рынок, в сравнении с общероссийским, довольствуется местом в конце первой десятки. И в который раз мы отмечаем, что ситуация, складывающаяся в пермских продажах новых автомобилей, отличается от «картины мира» в других регионах России, даже от соседних областей.
Для сравнения посмотрим на результаты продаж новых иномарок у нас и в других уральских городах. Так, в Перми лидирующие позиции по итогам продаж в 2012 году занимают Toyota, Volkswagen, Chevrolet, Renault и KIA. В соседнем Екатеринбурге рынок захватил Chevrolet, и уже за ним в топ-5 расположились Toyota, KIA, Volkswagen и Hyundai. Корейскую марку больше других полюбили в Тюмени — Hyundai там на первом месте, а уже за ним следуют KIA, Chevrolet, Renault и Nissan. Nissan больше ни в одном из уральских городов в топ-5 самых продаваемых иномарок не вошел. Даже в Челябинске лидерами оказались Volkswagen, Chevrolet, Ford, Hyundai и KIA.
Вернемся в Пермь. Всего за 2012 год в Перми и Пермском крае было продано 48 257 автомобилей. Из них на долю иномарок приходится 34 626 автомобилей, а остальные проданные единицы принадлежат русским автомобильным брендам.
Отметим, что к иномаркам принято относить все автомобили, собранные за пределами России, а также «нашемарки» — автомобили, собранные на территории России под шильдиком иностранного бренда. Так, мы решили подсчитать, сколько проданных в Перми автомобилей приходится на признанные иномарки вместе с «нашемарками», а сколько продается иномарок, произведенных в Китае и странах СНГ.
Тем не менее, в своих отчетах производители китайских автомобилей докладывают, что доля их на рынке России неуклонно растет. Что ж, «маковая росинка тоже вода — жажду утоляет». Кто же из китайских автомобильных брендов нравится пермякам больше других?
Ситуация с автомобилями из стран СНГ отличается. Лидерство здесь принадлежит Uz-Daewoo — проверенным временем автомобилям, скроенным по лекалам General Motors и отправленным на сборку в солнечный Узбекистан. Украинцы в виде ZAZ и Bogdan популярностью на авторынке Перми похвастаться не могут.
Убедившись, что китайский и украинский захваты нашему рынку не грозят, мы прошлись с калькулятором и по сегменту малого коммерческого транспорта. Того, который в большинстве случаев продается в трех метрах от легковых автомобилей в том же салоне: микроавтобусы, «каблучки» и малотоннажники типа «Газель» с импортным значком на капоте.
Лидером зачета здесь становится ГАЗ, выпускающий и продающий в своих автосалонах массу вариаций малотоннажников. «Газель», «Соболь», «Баргузин», низкие цены — вот так они и получили почти 80% пермского рынка в означенном сегменте. Второе место зачета принадлежит подразделению Volkswagen NFZ с обширным модельным рядом от маленького «Кадди» до внушительного «Транспортера». Французы тоже знают толк в малом коммерческом транспорте — Peugeot и Renault отыграли за 2012 год долю почти в 5% каждый, и чуть более скромный Citroen оставил за собой 2,45% рынка.
И, наконец, мы добрались до топ-20 самых продаваемых в Перми автомобилей по итогам 2012 года. Впереди всех, конечно же, Lada. Серебро и бронза достаются вечным пермским конкурентам Toyota (4500 шт.) и Volkswagen (4168 шт.). Отметим, в сравнении с 2011 некоторые автобренды в Перми показали удивительный рост продаж, другие же — проложили путь вниз.
Стоит сразу оговориться, что некоторые автобренды растут вместе с общим благосостоянием авторынка страны или даже чуть медленней его. Показатель этот составляет около 25–30% — рост автобренда с менее бурной динамикой ростом можно и не считать. Но пока что посмотрим на результаты продаж в штуках:
Теперь о тех, «кто молодец», т.е. рос быстрее, выше и сильнее рынка. Несмотря на 12-е место в топ-20 чешская Skoda в Перми силами двух официальных дилеров показала прирост в 69,8% (2011 г.- 711 а\м, 2012 г. — 1207 а\м). В январе 2013 года работу начал третий дилер — ждем успехов и вхождения марки в топ-10 по результатам продаж в Перми. Кроме чешской марки большой прирост продемонстрировали: Mitsubishi на 51,8% (2011–798, 2012–1211), Volkswagen на 47,8% (2011–2820, 2012–4168), KIA на 35,8% (2011–1958, 2012–2659), Opel на 32,9% (2011–1032, 2012–1372).
Глубокими морщинами на лбах местных топ-менеджеров пролегли снижения продаж при растущем рынке. Так, самые большие «провалы» образовались у Daewoo — минус 37,8% (2011–1221, 2012–760) и Suzuki — минус 17,2% (2011–801, 2012–663). Причины спада продаж разнообразны - от скудного модельного ряда узбеко-корейцев до неудачного географического расположения автоцентра японской марки. Спад продаж на 8% по итогам 2012 года показал Hyundai в Перми — вот уж от кого не ожидали. Однако такова правда: 2377 проданных автомобилей, что на 300 машин меньше, чем в 2011 году. При этом причина в кулуарах называется вполне конкретная: операционные проблемы у обоих дилеров марки. Кстати, в 2013 году все ошибки пермские продавцы Hyundai обещают исправить.
Использованы данные отчета комитета автопроизводителей Асоциации европейского бизнеса. Инфографика - Properm.ru |
В самое ближайшее время Properm.ru расскажет вам о лидерах и аутсайдерах премиального сегмента, а также о том, как единичные продажи эксклюзивных автомобилей в Перми противостоят «армии Солярисов». Поговорим и про бесспорных лидеров в своем сегменте с точки зрения покупателей автомобилей в Перми. Будет интересно.