Виктор Шмыров: Мы надеялись, что скажут: «Извините, кто-то ошибся»

9 июля 2013, 16:50
Директор центра истории политических репрессий «Пермь-36» рассказал Properm.ru о будущем «Пилорамы», отношениях с министром культуры Игорем Гладневым и предположил: «дальше будет хуже».

Новость о закрытии «Пилорамы» повергла в шок пермское культурное сообщество и неприятно удивила посетителей и участников гражданского форума из других городов. Даже в свете сокращения финансирования многих культурных проектов и увольнения директора PERMM Марата Гельмана никто не мог предположить, что один из известнейших пермских проектов будет попросту отменен. Еще одной неожиданностью стала причина закрытия форума, о которых открыто заявила омбудсмен Татьяна Марголина - цензура власти.

Решение о сокращении бюджетного финансирования «Пилорамы» с 5 до 2,5 млн рублей принял лично министр культуры края Игорь Гладнев. Пока пермяки задаются вопросом: «Кто следующий?», Properm.ru встретился с директором АНО «Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36» Виктором Шмыровым, чтобы получить ответ на вопрос «Что дальше?».

— Виктор Александрович, почему информация о закрытии форума появилась за несколько недель до его открытия?

— Ход событий был следущий. Мы долго не могли согласовать с администрацией губернатора Пермского края программу и список участников «Пилорамы». Все программы у нас были готовы в конце июня, мы их представили. Был достаточно длительный процесс согласования. Как нам казалось, мы достигли согласия и администрация согласилась с теми программами, которые мы предоставили.

Чтобы вы понимали, механизм выделения средств следующий: деньги выделяются краевым государственным автономным учреждением «Центр по реализации проектов в сфере культуры и молодежной политики». Средства выделяются на основе подписанного с ними договора и неотъемлемой частью договора является программа и список участников. Когда мы согласовали программу с администрацией, нам сказали: финансирование будет открыто. Одновременно появилась информация о возможном секвестре.

Во вторник исполнительному директору «Пермь-36» Татьяне Курсиной было сообщено, что произведен секвестр на 30%. В среду мы стали связываться с администрацией губернатора, нам сказали: «Да, секвестр, но мы не в курсе». Из «Центра» пришел запрос, что они готовы подписать договор и начать финансирование. И когда мы подготовили документы, пришла поправка сократить смету до 2,5 млн Это было в четверг (4 июля — Properm.ru). В пятницу мы пытались повлиять на ситуацию, но безрезультатно.

— Вы говорите, что программу форума долго не могли согласовать. Что не устраивало администрацию губернатора?

— Были события, которые администрацию не устраивали. Общественный совет не считал возможным менять свои решения. Мы долго убеждали администрацию, объясняли, что стоит за этой позицией, и, в конце концов, получили согласие.

— Можете назвать, что конкретно в программе не понравилось чиновникам?

— Я не буду этого делать. Извините. Тем более, что мы в итоге смогли убедить сотрудников администрации в том, что эти элементы программы надо оставить.

— Вы согласны с мнением Татьяны Марголиной, которая считает, что имела место цензура со стороны властей? Финансирование сократили и просто вынудили организаторов закрыть форум…

— Скорее всего так и было.

— В центре города уже давно висели афиши с анонсом мероприятий «Пилорамы». То есть какие-то деньги вы успели получить и потратить?

— Средства не были выделены, мы использовали для этого внебюджетные средства. Мы понесли расходы в размере примерно 1 млн рублей на подготовку «Пилорамы», потому что не могли ее откладывать и до последнего момента надеялись. Если говорить серьезно, то надежды оставались еще до понедельника. Мы надеялись, что отработают назад и скажут: «Извините, там кто-то ошибся».

— Министр культуры Игорь Гладнев сказал, что сейчас идет процесс создания на базе «Перми-36» государственного музея. Это действительно так?

— Да. Здесь несколько моментов. Вы знаете, что предложение сделать музей государственным около года назад сделала контрольно-счетная палата Пермского края. При этом мы договаривались, что если даже будет создано краевое учреждение культуры, сохраняется параллельно автономная некоммерческая организация «Мемориальный центр истории политических репрессий».

У нас сейчас сложные имущественные проблемы. Все здания и учреждения являются государственной собственностью. И она будет передана этому государственному учреждению. И это неплохо, потому что АНО не имеет права быть распорядителем имущества. Сейчас это имущество находится в ведении центра охраны памятников культуры. Все деньги, выделяемые на ремонт, выделяются не нам, а центру. А недвижимое имущество музея является собственностью АНО, оно куплено не на бюджетные деньги. Как вы понимаете, если будет создано краевое учреждение, оно будет существовать только в симбиозе с АНО.

Второе. Сейчас по инициативе председателя совета по развитию гражданского общества и прав человека при президенте РФ Михаила Федотова разрабатывается федеральная программа по увековечению памяти жертв политических репрессий. Это программа президентская. Важнейшим элементом концепции программы является музейно-мемориальная работа. Основным звеном этой работы являются три мемориально-музейных центра федерального уровня — в Москве, Петербурге и в Перми. Соответственно, предусмотрено большое финансирование — 560 млн рублей, из которых только 160 млн — средства Пермского края.

Что касается заявления министра Гладнева… По поводу федеральной программы я разговаривал с советником отдела музеев министерства культуры Российской Федерации, и на вопрос: «Необходимо ли посредничество при создании регионального государственного музея?». Мне ответили: «Совсем необязательно. Мы можем создать музей прямо из вашей АНО».

— Но вы обсуждали вопрос создания государственного музея с Игорем Гладневым?

— Я ни разу не встречался с министром, мне никто не делал никаких предложений. Эту проблему мы обсуждали на уровне вице-премьера Надежды Кочуровой и на уровне главы администрации губернатора Дмитрия Самойлова. Пришли к тому, что решение о будущем музея будет принято только после достижения соглашения с нынешний руководящим органом, которым является правление АНО.

— Как дальше будут разворачиваться события по «Пилораме»?

- В течение зимы мы постараемся провести все акции, которые должны были быть в Кучино, но на разных площадках. У нас есть надежда, что мы найдем средства для этой работы. Какие-то части «Пилорамы» пройдут в июле. 22 июля у нас открывается летняя школа историков, которая создана в рамках санкт-петербургского «Диалога», который был придуман господином Путиным и госпожой Меркель.

Планировалась еще одна акция. Должны были приехать ряд наших партнеров из музеев и концлагерей Польши и Германии. Билеты куплены, визы получены, они приезжают. Наконец, пройдут еще две дискуссии, которые были запланированы нашим партнеров Зоей Лукьяновой. А в конце сентября-октября 2013 года состоится «Пилорама. Продолжение».

— По «Пилораме-2014» есть какое-то принципиальное решение?

— Официального решения нет. Согласно положению о музее, у нас есть общественный совет и оргкомитет. Оргкомитет образуется из тех, кто финансирует «Пилораму» — администрация, правительство и так далее. Судя по всему, мы будем создавать свой оргкомитет. Мы найдем людей и организации, которые вместе способны собрать сумму, на которую можно провести форум. Речь идет об абсолютно независимой «Пилораме».

Как вы понимате, можно все какими-то методами остановить… Но даже хозяином земли, где проводится «Пилорама», являюсь лично я. Когда мне дали Строгановскую премию, я потратил ее на приобретение земли. Я такой богатый землевладелец, у меня почти 50 га земли (смеется). Я боялся судьбы Грушинского фестиваля, где, как известно, нашлись предприимчивые люди, которые купили землю и стали ломить с организаторов фестиваля какие-то деньги. Поэтому я купил землю сам. Если будет независимое финансирование и моя земля, «Пилорама» состоится. Но там будут другие проблемы. Как вы знаете, у «Пилорамы» много противников, и они ведут себя на форуме излишне активно. Пока их сдерживает полиция. Если это будет абсолютно независимый форум, тогда организация безопасности ложится на нас, и все провокации становятся чрезвычайно опасными.

— Говоря о противниках «Пилорамы», вы имеете в виду движение «Суть времени»?

— В том числе и «Суть времени». Это движение стало основным нашим оппонентом.

— Так совпало, что буквально накануне последних событий с «Пилорамой» «Суть времени» написали письмо Басаргину с требованием закрыть фестиваль.

— И сейчас они считают, что это их победа. Давайте будем откровенно говорить: что такое письмо Басаргину? Это замаскированная угроза: «Вы не боитесь скандала, который модет произойти на «Пилораме?» — вот подтекст этого письма.

— То есть провокации, которые были в прошлом году, могли повториться?

— Они всё это готовили и в этом году. Причем заявляли, что они или сорвут, или попытаются сорвать форум.

— После закрытия вы уже получали отклики от тех, кто должен был участвовать в форуме?

— Все очень грустные. Звонил Шумов (Василий Шумов, музыкант, лидер группы «Центр» — Properm.ru), звонил Лепницкий (Александр Лепницкий, музыкант, журналист — Properm.ru) — наши партнеры много лет. Дискутанты, которые регулярно ездят. Все очень жалеют. И обещают приехать осенью или зимой, чтобы бесплатно провести все спектакли, концерты, дискуссии.

— Что вы имели в виду, когда написали про закрытие «Пилорамы»: «Мы узнаём все прелести стандартной политической ситуации в регионах»?

— Понимаете, к нам приезжает огромное количество гражданских активистов, которые ездят по всей стране. И они все время говорили: «У вас абсолютно другой регион!». На улице Ленина даже висела перетяжка: «Пермь — гражданская столица России». Мы прекрасно понимали, что это происходит потому что у нас либерально настроенные руководители. И не только губернатор (Олег Чиркунов, экс-губернатор края — Properm.ru), но и правительство. Валерий Александрович Сухих (бывший председатель краевого правительства — Properm.ru) был бессменным председателем оргкомитета «Пилорамы». А сейчас будет стандартная ситуация, мы будем жить в условиях, в которых долго жила вся страна.

— Если бы Марат Гельман остался в Перми, ситуация с «Пилорамой» могла пойти по-другому?

— К «Пилораме» Гельман какое отношение имел? Он предлагал нам какие-то свои проекты. Мы их, как правило, принимали. Это выставки. Допустим, когда первый раз приехал Шагин из «Митьков» (Дмитрий Шагин, художник — Properm.ru), он приехал по приглашению Гельмана. После этого Шагин стал ездить практически регулярно на «Пилораму». Мне очень близко многое из того, что делал Гельман. Я не буду говорить избитых фраз, что «были отдельные недостатки». Мне симпатичен Марат Александрович как человек. Считаю, что это потеря. Если бы он остался… я не знаю. Трудно сказать. Когда министр культуры говорит: «Я принял решение», это значит, что решение принял действительно он, даже если на него надавили. Он принял решение и он несет за него ответственность.

— В этом году от сокращения финансирования пострадали и другие фестивали — «Рок-Лайн», «Камва». Непонятно, что будет с фестивалем «Текстура». Вы видите в этом систему?

— Ну, конечно. Это отказ от той культурной политики, которая была. Для края это большая потеря. Будут сэкономлены какие-то деньги, но очень скоро мы опять окажемся в глухой провинции.

— У вас нет ощущения того, что «дальше будет только хуже»?

— Я живу с этим ощущением уже по крайней мере третий год. Я не имею в виду только Пермский край. Дальше будет хуже.

#Мнения #Общество
Подпишитесь