В начале этой недели стало известно о том, что муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин уволил Габдурафита Габдурахимова с должности Кунгурского имама-мухтасиба и Ильгиза Якупова с должности Уинского имама-мухтасиба, а также лишил их духовных званий и санов. Муфтий объяснил свой поступок тем, что имамы вели подрывные работы в сговоре с представителями радикальных и экстремистских течений ислама, а также недобросовестно исполняли служебные обязанности.
Двумя днями ранее эти имамы обратились ко краевым властям с письмом, в котором говорилось о «полной моральной и нравственной деградации муфтия», о его провокационных заявлениях, нарушающих мир и согласие в краевой мусульманской умме, о проблемах, созданных муфтием Хузиным в отношениях мусульман с властью и с другими религиозными конфессиями. С просьбой прокомментировать назревающий в пермском муфтияте скандал мы обратились к заместителю муфтия Пермского края Радику Гарипову.
— Прокомментируйте, пожалуйста, последние события в пермской мусульманской общине.
— Эта ситуация назревала давно. Если честно, я вообще удивляюсь, почему они (имамы — Properm.ru) так поздно обратились с этим письмом. На самом деле сигналов о морально-нравственном разложении, о котором говорится в письме, было много. Я знаю, что до этого люди обращались и в духовное управление мусульман Пермского края, и в Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ). Мы никак не могли подействовать на ситуацию. Если вопросы возникали — помогали их решить, предоставляли юриста своего, кому-то помогали решить личные проблемы. Повлиять на ситуацию можно только законными методами.
— Правомерно ли сняты имамы с должностей?
— Есть некоторое противоречие. В религиозных организациях по закону об НКО выбор руководящих органов производится на собраниях. Этих мухатсибов избрало собрание местных религиозных организаций, поэтому, так вот просто их не снять. А подобное увольнение говорит о серьезном кризисе в самой структуре централизованной организации мусульман.
— Как вы прокомментируете жалобы имамов на муфтия?
— Главное там выражено. Но Хузин — бывший муфтий. Указом председателя ЦДУМ России Талгата Таджуддина, с 2006 года он был снят с должности. Почему-то все продолжают его называть муфтием, хотя, в соответствии с указом, он с 2006 года не является муфтием. Нельзя себя вот так назвать генеральным директором, кандидатом наук или еще кем-то, как это сделал Хузин!
— В таком случае, кем являлся Хузин все эти годы?
— Он был достаточно высоко, рядом с Талгатом Таджуддином. Когда прибыл сюда в Пермский край, в 1998 году, исламская община сразу раскололась на две части. Соответственно, когда его сняли с должности в ЦДУМ и лишили сана муфтия, он быстренько организовал третью структуру и сейчас вот происходит распад третьей структуры, которую он создал. Конечно, не буду говорить, с чьей помощью, но ему помогли. То есть, где бы этот человек ни был — везде разлад, скандал, громкие заявления в СМИ, обвинения оппонентов во всех смертных грехах.
— Кстати, по поводу обвинений. Хузин обвинил имамов в ваххабизме и склонности к саботажам…
— Чего скрывать? В свое время, эти же люди, действуя под руководством Хузина, обвиняли и нас во многом, что мы ваххабиты. Не бездоказательно, конечно, но ведь это очень сложно доказать. В юриспруденции нет термина «ваххабизм». Эти люди нас обвиняли, теперь вот их обвиняют. Соответственно, можно делать вывод — эти обвинения — лишь инструмент в борьбе со своими оппонентами!
— Вы упомянули про расколы внутри общины. Что имеется в виду?
— Я поражаюсь иной раз на некоторых чиновников, журналистов, которые пытались приподнять авторитет Хузина. Они вообще не понимают, что происходит. А ведь все просто: в 1998 году Хузин приехал сюда, сначала общину расколол на две, потом на три, сейчас вот уже на четыре части. Своим поведением он настроил против себя значительную часть мусульман, в частности — прихожан Соборной мечети. Мы даже ездили в ЦДУМ, но нас тогда в Уфе не поняли.
Людей, которые хотели поступить по закону, остаться в составе ЦДУМ, уговорами Хузина, какими-то средствами, пытались перетащить в новую структуру. Кого-то удалось перетащить, например, тех, кто сейчас с ним. Часть принадлежит ЦДУМ все еще. Сейчас люди расходятся во мнениях. Разве это не раскол? Это уже четвертая структура! И несколько лет движение ислама в Перми было заторможено. Нас ввергли в какие то противоречия, скандалы. На меня писали доносы, обвиняли в убийствах, были обыски в Соборной мечети. Все ведь это не способствует развитию нормального исламского общества! А исходило это все от Хузина.
— Почему, по вашим словам, имамы начали так поздно жаловаться на муфтия?
— Вот эти люди написали «духовное морально-нравственное разложение». Но ведь они все эти годы были к Хузину ближе, чем я. Как мне люди говорят иногда, «мы прозрели». Сейчас это происходит и с теми мухтасибами, которые написали на него письмо. Я знаю этих людей и скажу лично мое мнение: не все из них в моих глазах являются положительными. Сам факт нахождения с этим человеком столько лет — для меня это уже большой минус. Если раньше люди не смогли распознать этого человека, то это могло быть по разным причинам, им было выгодно или что-то еще.
— Что теперь ждет пермское исламское общество?
— Обратного пути у этих мухтасибов нет. Они приняли решение вернуться к ситуации, которая была до раскола внутри общины, к 2006 году. Фактически они могут начать процесс возвращения к общине в составе ЦДУМ, привести все в законное русло. Потому что эти общины были выдернуты из состава ЦДУМ незаконно. Общины столько лет состояли в составе центрального духовного управления, выдернуть их оттуда — очень длительный процесс. А тут все так быстро случилось. Так не бывает. Если мухатсибы вернутся к общине в составе ЦДУМ, это будет для Пермского края благом. И чем быстрее край освободится от такого человека, как Хузин, тем быстрее люди объединятся и будут нормально решать рабочие вопросы. Мало кто понимает, что, в первую очередь, от этой нестабильности страдают сами мусульмане!