Визит в Пермь Филипп Сайяр нанес в честь 20-летия автоцентра Nissan компании «УРАЛАВТОИМПОРТ». Он принял участие в праздничной пресс-конференции, торжественных мероприятиях парусной регаты, посвященной круглой дате, а также ответил на вопросы представителей СМИ. Пока участники регаты боролись за победу, Properm.ru выпала честь лично пообщаться с управляющим директором Nissan в России.
— Для представительства Nissan в России наш пермский автоцентр Nissan компании «УРАЛАВТОИМПОРТ» — особенный или такой же как и другие дилерские центры в России?
— Это один из самых старейших дилеров Nissan в России. Они начинали свой бизнес двадцать лет назад. Не многие автомобильные бренды и автодилеры в России могут этим похвалиться. В течение 20 лет у нас сложились плотные и устойчивые отношения, настоящее партнерство. Опять же, не многие могут таким похвастаться.
— Насколько бренду Nissan интересен российский автомобильный рынок?
— Ответ прост. Российский рынок сейчас является одним из самых крупных в мире. А мы — жадные, мы идем на большие рынки. Как альянс Renault&Nissan, Infiniti и завтра Datsun мы инвестируем в рынок с большим потенциалом, который достигнет 4,5 — 5 млн продаваемых в год новых автомобилей. В перспективе то, что мы делаем сейчас, принесет большой доход.
— В России большой потенциал автомобильных продаж, это отмечают все участники рынка. Однако сейчас по итогам первой половины 2013 года мы видим спад продаж. С чем это можно связать: насыщение рынка, нестабильность экономики или осторожность покупателей?
— Думаю, что это комплекс из названных вами причин. Действительно, российская экономика движется не так, как мы ожидали — 1,8% ВВП, которые есть, против 2,4%, которые мы ожидали. Для сравнения: сразу после кризиса 2008 года ВВП был 5%. Я не буду говорить, что сейчас идет период рецессии. Рынок стабилизировался. Но у населения денег стало меньше, и это становится психологическим эффектом. Сейчас период владения автомобилем увеличился. В менталитете заложено: у меня меньше денег, зачем мне идти и менять автомобиль. Падение рынка не большое, но заметное в поведении покупателей. Для нас это неожиданно, особенно после роста рынка в 2010–2011 годах. Есть еще некий математический эффект: во время кризиса машин было куплено меньше. Таким образом, сейчас попросту меньше людей, у которых наступает пора смены автомобиля. То есть мы с вами до сих пор живем в отголосках того кризиса.
— Рынок дает спад, при этом доля бюджетных седанов, которые росли как на дрожжах, снизилась в среднем на 10–12%. В этом свете оправдывает ли ожидания новая «Альмера»? Будет ли как-то корректироваться ее присутствие на рынке?
— Говоря о В-сегменте, мы должны понимать, что он огромен — около 80% рынка. Его представляют в основном автомобили Lada и Daewoo. Снижение продаж этих брендов и повлекли изменения в этом сегменте. Если мы посмотрим на продажи KIA Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo — их продажи не изменились. С точки зрения развития и дальнейших перспектив «Альмеры» все отлично. С момента старта производства «Альмеры» в России мы продали порядка 18 тысяч автомобилей, но еще 10 тысяч клиентов находятся в очереди. Дилеры плачут и просят машины. Если бы была возможность сейчас увеличить производство «Альмеры» в два раза, мы бы и продали их в два раза больше. «Альмера» очень хорошо принимается нашими клиентами, мы довольны продуктом, который получили.
— Собирается ли Nissan продавать машины дешевле 10 000 долларов. Многие пытаются, но ни у кого не получается, даже АвтоВАЗ уже ушел с этого сегмента…
— Не думаю, что это было бы интересно для Nissan.
— Зато Nissan собирается в 2014 году представить на рынке России возрожденный автомобильный бренд Datsun. На что будет сделана основная ставка Datsun: привлекательный ценник, хорошая генеалогия или что-то иное?
— Безусловно, не цена. Datsun станет доступным японским автомобильным брендом на российском рынке. Цена автомобилей будет вполне конкурентоспособна. Однако у нас нет желания позиционировать Datsun в сегменте дешевых автомобилей. Мы хотим, чтобы это предложение стало привлекательным и выгодным для наших покупателей.
— Станут ли доступны программы Nissan Finance для клиентов Datsun?
— Конечно, да!
— Запустит ли Nissan на территории России кэптивный банк?
— Сегодня у нас есть предложение, которые является партнерской программой Nissan и «Юникредитбанк». Около 30% наших автомобилей реализуются с помощью именно этой программы. Необходимости в кэптивном банке мы не видим.
— Сейчас Nissan полностью удовлетворяет потребности покупателей во вседорожном сегменте, однако не может похвастаться ярким эмоциональным предложением в гольф-классе. Помимо этого, публика ждет предложения на замену старой доброй Teana. Что же мы увидим?
— Абсолютно очевидно, что в некоторых сегментах сейчас у нас действительно не самое конкурентоспособное предложение. Однако, если вы захотите обменять свой автомобиль гольф-класса на аналогичный от Nissan, вы сможете сделать это быстрее, чем через 2–3 года. В последующие 12–18 месяцев у вас будет полное представление, как будет стратегически развиваться Nissan. Сегментация автомобилей Nissan ощутимо изменится. Мы хотим присутствовать во всех сегментах, и скоро вы это увидите. Кроме того, мы будем играть на рынке и всех ценовых сегментов: Datsun, Nissan, Infiniti. В 2014 году будет много изменений в стратегии Nissan как группы брендов.
— Почему не 370Z и не GT-R, а Nissan Juke был выбран для того, чтобы стать носителем новой спортивной концепции Nissan Nismo?
— Прежде всего, Nissan Juke был выбран для того, чтобы громко заявить о нем самом. Nissan GT-R знает весь мир. Если бы мы заявляли, что есть у нас простой GT-R в 500 л.с., а вот GT-R Nismo в 600 (а он есть), все равно никто бы не удивился. А Juke Nismo для своего сегмента является чем-то особенным. Для Juke Nismo мы предложили уникальный дизайн и технологии. Оформление салона, внешний стиль, а также некоторые системы — это есть только у Juke Nismo. И тот слоган, который является основным для Nissan — «Инновации и удовольствие от вождения для каждого» — полностью поддерживает Juke Nismo. Чтобы водить GT-R Nismo, да и просто GT-R, нужны специальные навыки, а Juke Nismo — вам не нужно быть пилотом суперкара, справится и обычный водитель.
— Как дела у Nissan Leaf? Что можно сказать о судьбе электромобилей в России?
— Продажи электромобиля Nissan Leaf в Западной Европе начались активно, порядка 40 тысяч автомобилей в год. Чтобы продавать такой автомобиль, нужна заинтересованность клиентов в бережном отношении к окружающей среде, чтобы они не хотели убивать маленьких птичек, когда водят автомобиль. Является ли это приоритетным для России? Кроме того, на словах все готовы защищать окружающую среду, но не все готовы за это платить. И, наконец, само правительство и локальные власти должны быть заинтересованы в этом проекте. Там, где сейчас продается Nissan Leaf, правительства освобождают владельцев от уплаты НДС, дают дополнительные льготы при регистрации электромобиля и возможность бесплатных парковок в городах.
Безусловно, для продвижения электромобилей должны быть инициативы на локальном уровне и на централизованном. Плюс инфраструктура: должны быть заправки. Если взять рассмотреть все эти пункты, окажется, в России некоторые из них отсутствуют. Я не хочу сказать, что это никогда не случится. Это не перспектива завтрашнего дня, но рано или поздно это все же произойдет.
— Российский автопром грозится электрической Lada Ellada и Ё-мобилем. Иностранные автопроизводители чувствуют хоть какую-то угрозу с их стороны или нет повода для беспокойства?
— Никакой угрозы с этой стороны не чувствуем. Но чем больше будет развиваться эта тема, тем быстрее мы получим инфраструктуру для таких автомобилей. У нас есть уникальные технологии, которыми мы давно занимаемся, пристально с 2008 года. К примеру, производство литиевых батарей для таких автомобилей — сложный технологический процесс, и освоить его могут очень не многие. Поэтому российскому автопрому мы просто желаем удачи.
— Когда можно будет покупать автомобили через интернет?
— На мой взгляд, это не сложится никогда. Но что сегодня происходит? Прежде, чем клиент попадает в дилерский центр, он просматривает массу информации в Интернете. Около 80% потенциальных покупателей знакомятся не только с сайтами производителя и дилера, но и активно ищут информацию в чатах, блогах, форумах и, конечно же, СМИ. Клиент приходит в дилерский центр информационно подготовленным. Но он все равно приходит, чтобы познакомиться с автомобилем, потрогать его, пройти тест-драйв и увидеть, кто будет его обслуживать.
Фото автора