В прошлом году скульпторы, которые работали над созданием «Ледяной Голландии», главного ледового городка Прикамья, увидели основную часть денег, которая полагалась им за работу, лишь в середине апреля. Окончательный расчет произошел только летом. Выплаты пошли после того, как возмущенные скульпторы обратились с жалобами о задолженности пермских властей в СМИ.
О том, как рассчитываются пермские власти со скульпторами в этом году Properm.ru расспросил генерального директора некоммерческого фонда скульпторов России «Единение» Алексея Тютнева.
— Алексей Игоревич, в прошлом году портал Properm.ru опубликовал журналистское расследование, поводом для проведения которого стали жалобы скульпторов и подрядчиков «Ледяной Голландии», с которыми вовремя не рассчиталась администрация Перми. Как складывается ситуация с расчетами в этом году?
— Скажу честно и откровенно — ситуация складывается лучше, чем в том году. Но это только потому, что у нас (некоммерческий фонд скульпторов России «Единение» — Properm.ru) есть свои средства, за счет которых мы рассчитываемся со скульпторами и с художниками. Отчасти легче потому, что в декабре мы получили часть денег. Однако, сдав городок в декабре, мы до сих пор не можем подписать акты выполненных работ! Мало того, нам не могут даже объяснить, почему не подписывается акт. Это происходит на фоне того, что городок уже дважды едва не снесли. Пока нам удается гасить отрицательную волну за счет собственных средств. Иначе люди бы уже стали возмущаться.
— Вам не кажется странным, что ситуация прошлого года повторяется в этом?
— Когда мы заключали контракты (с администрацией Перми — Properm.ru), мы говорили о том, чтобы не повторять ситуацию прошлого года. И власти делали все, что возможно — делали предоплаты и сейчас рассчитываются по кусочкам. Тем не менее, скоро закончится февраль, а деньги за декабрьские объемы еще не выплачены. Это настораживает.
— Чем вы это можете объяснить?
— Я объясняю это очень простой причиной: Сани надо готовить летом, а телегу зимой. Мы контракты заключили в конце ноября на такой огромный объем работ. Работать начали только 10 декабря, даже над «Ледяной Голландией» начинали 5 декабря. Это при том, что надо концентрировать людей, подстраиваться под погодные условия, наладить добычу льда и пр. В условиях, когда все хотят заработать, все соглашаются на такие условия. Но это абсолютно неправильный подход. Мы сегодня говорим: надо уже сейчас обсуждать проект городка 2015-го года.
— Все видели первоначальный проект ледового городка от дизайнера Василия Логиненко. В разговоре с Properm.ru Логиненко сказал, что от его концепции на эспланаде было реализовано хорошо если 20%. Почему элементы олимпийского стиля, технологии и даже скульптуры, например, «Ледяной самолет» не были реализованы? Бюджет экономили?
— Нет, у нас работали другие аргументы. Я голосовал против проекта Логиненко. Он совершенно не соответствует тому, что должно быть: не учтена технология изготовления тех или иных конструкций с применением льда. Это нечто из рекламных технологий. Если бы мы сделали по этому проекту, городок был бы нефункционален, и людей было бы опасно туда запускать. Поэтому нам пришлось менять все по ходу дела. Причем, затраты от этого не снизились, а наоборот выросли, потому что мы делали очень много дополнительных работ, связанных с усилением конструкций, что обеспечило безопасную эксплуатацию ледового комплекса на протяжении всего срока его функционирования.
— Как получилось, что проект ледового городка, который стал победителем, не соответствовал технологиям изготовления конструкций из льда?
— Причина в том, что победил проект человека, который понятия не имеет, что такое лед. Это не вина дизайнера, просто лед — особый материал и проектировать подобные комплексы должны специалисты, имеющие опыт работы и знающие технологию изготовления объектов изо льда и снега.
— Мы заметили существенные расхождения между конкурсной документацией и тем, что было сделано. Мы не смогли найти большинство контрактов, которые предполагают создание конкретных скульптур или, например, ограждения и охраны городка. Например, скульптуры у входной группы были воспроизведены не по конкурсу, а по договору на воспроизведение. Что это означает?
— Рассказываю: именно со мной были заключены эти договоры. Это была наша идея перенести в Пермь скульптурные композиции, выполненные в рамках отборочного тура Кубка России по снежной и ледовой скульптуре, который прошел в Салехарде, чтобы внести художественную составляющую в проект. Чтобы люди еще что-то могли посмотреть. Мы перенесли из Салехарда эти копии, и добавили их еще двумя скульптурами-победителями Кубка России, которые изготавливались авторами. Я сомневаюсь, что где-то еще можно было такое увидеть. По моему мнению, это очень хорошая форма сотрудничества, которая не дает возможности прийти на рынок дилетантам, а также оберегает авторские права. На наш взгляд информации в СМИ об этом мероприятии было крайне мало и для большинства посетителей городка эти скульптурные композиции остались просто объектами городка.