Живые легенды Великой Отечественной: Связист Константин Егоров

Живые легенды Великой Отечественной: Связист Константин Егоров

9 мая 2014, 12:10
Вы знаете, какой страх у молодого? Он ведь совсем другой. Вот страшно вроде, боишься, а потом забывается быстро. Вот так и тогда было. Ни о чем не думаешь, твоя задача только долг выполнять, а потом уже когда уходишь в тыл - начинаешь думать.

Договариваясь о встрече по телефону, мы оценили крепкий моложавый голос Константина Ивановича. Дверь нам открыл мужчина в белой, идеально выглаженной рубашке с галстуком. Бодрая походка, хорошо поставленная речь — все это не вязалось с нашим представлением о ветеранах Великой Отечественной.

В квартире уютно, чувствуется женская рука: шелковая скатерть, стулья с атласной обивкой, цветы на столе. Наши догадки подтвердились — Константин Иванович живет с женой: «Сейчас она ушла за лекарствами, обычно я хожу с ней, но сегодня решил дождаться вас».

— Сколько вам было лет, когда вы попали на фронт?

— 16. Это был 1943 год, тогда и попал на фронт. Второй Белорусский. Прошел всю Белоруссию, освобождал Варшаву, вступил в Восточную Пруссию. Я был связистом. Восстанавливал все после бомбежки. Обычно все приходилось делать прямо во время атаки. После войны я остался в Перми, хотя сам из Саратова.

— Чем вы занимались до войны?

— Я тогда только закончил восемь классов. Пошел сначала на завод работать токарем. Я маленький еще был совсем, приходилось на ящики вставать, чтобы вытачивать снаряды эти, потом меня мобилизовали и отправили в Москву.

— Страшно было?

— Вы знаете какой страх у молодого? Он ведь совсем другой. Вот страшно вроде, боишься, а потом забывается быстро. Вот так и тогда было. У пожилых ведь совсем другое — чувствуешь ответственность, есть родственники, дети, нужно позаботится об их образовании, благополучии, а тогда и терять еще толком нечего было, не понимаешь еще ничего. Поэтому и чувства другие. Ни о чем не думаешь, твоя задача только долг выполнять. Потом уходишь в тыл — начинаешь думать. Пережить пришлось много. Фронт помню до сих пор. Кругом ничего не видно, только горы трупов.

— Поддерживаете связь со своими сослуживцами?

— Нет, все растерялись уже, в основном поддерживаю связь только с ветеранами из ассоциации строителей.

— Что было после войны?

— Я потом хотел в военное училище поступить, но меня не взяли по состоянию здоровья. Ходил я уже плохо после войны. Не из-за ранения, а нервное заболевание было какое-то, простывал в окопах, вот так. Меня приняли в управлении, которое занималось строительством железнодорожных путей. Когда пришел в отдел кадров, они посмотрели, подумали что со мной делать, и отправили на Черное море учиться на курсы нормировщиков. В столицу Абхазии — Сухуми. Там я учился шесть месяцев. Врачи сказали, что я поживу в более теплом климате, может все и пройдет, через четыре месяца я снова нормально стал ходить. Сюда вернулся уже когда, меня направили на строительство вторых путей Киров-Пермь. Там работал нормировщиком, потом инженером по труду, образования у меня ведь никакое было, совсем низкий уровень.

— Однажды полковник меня вызвал и спросил, не хочу ли я учиться в техникуме в Свердловске. Я: "конечно, с радостью!" Приехал, сдал экзамены, отучился, потом вернулся в Пермь, потом какое-то время жил в Кунгуре, там построил медицинский центр. Потом занимался строительством вторых путей Пермь-Шале. Затем отправили в Челябинскую область, я там занимался электрификацией. Мне предложили попытаться поступить в институт. Я согласился. Меня отправили в Грузию. Сдал экзамены и поступил.

В 1963 году я уже закончил грузинский политехнический институт. Министерство путей сообщения потребовало, чтобы меня отправили в Москву, потом опять в Пермь. Помотался я немало. Строил вторые пути Пермь — Киров. Потом руководил строительством электроподстанций. Когда тяговые подстанции построил, меня наградили орденом почета. После я уже начал заниматься строительством крупных объектов — вокзал «Пермь-2», тоннели, поликлиника для железной дороги. Занимался развитием станции Осенцы, развитием нефтеперерабатывающего завода. 15 лет руководил предприятием, а потом мне предложили заняться строительством аэропорта «Большое Савино». В Перми все трамвайные пути от Цирка и до вокзала тоже я строил.

— Когда познакомились с женой?

— Моя жена уже с 14 лет пошла на предприятие работать. Познакомились мы, когда я в техникуме учился, в 1953 году, она работала в то время уже. Сам я отработал 40 лет. Очень благодарен, что после войны все-таки смог получить образование и построить для края много крупных объектов.

— Вас часто навещают дети и внуки?

— Почти каждую неделю, несмотря на то, что все очень занятые. Мне нравится собирать их у себя, так они хотя бы чувствуют, что у них есть семья, это самое важное, а то ведь все время на работе пропадают.

Показав нам свои награды, Константин Иванович вдруг встал и сказал: «А, слушайте! Я хочу вам предложить - выпейте кофе». На наш робкий отказ ветеран чуть тише ответил: «Ну чего вы… Давайте-давайте». После обезоруживающе-доброго взгляда и нескольких суетливых движений Константина Иванович, мы уже продолжали разговор за чашкой кофе. Константин Иванович спешно доставал из шкафов конфеты, печенье и сгущенку.

— Вот жена ходит у меня уже с палочкой. Ей так тяжело, но она не живет этой одной своей тяжестью. И правильно. Надо жить будущим. Жить вопитанием детей, например, ну у нас уже, конечно, какое воспитание детей — смеется собеседник, — все взрослые.

Но вот, например, рассада. Все говорят: «Зачем этой ерундой страдать? Купить проще и дешевле выйдет». Да я ведь и сам знаю, но это ведь дает силу, нужно жить чем-то, жить будущим. Чтобы добраться до участка, нам надо проехать 40 километров на электричке и потом еще 3 пешком пройти. Я прекрасно понимаю, что купить дешевле будет, но подышать воздухом, поговорить с людьми, которые такие же, как мы — это все ценно. Да и, знаете, приятно свои овощи выращивать, они всегда вкуснее тех, что в магазине. Вот нынче не знаю, как супруга моя поедет, сможет ли, — вглядываясь в даль закончил Константин Иванович и замолчал.

Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
#Спецпроекты #Мнения #Общество #День победы 2014
Подпишитесь