Искать причину отзыва лицензии у Экопромбанка нужно не во внешней среде, а внутри самого банка. Вкладчики побежали из многих частных банков, у многих напряженная ситуация с ликвидностью. Экопромбанк стал жертвой своей стратегии.
Банк долгое время сидел на продаже экспортной выручки. Расцвет этой финансовой организации — период до слияния «Сильвинита» с «Уралкалием» , до продажи Березниковского «Азота» «Уралхиму». Тогда через Экопромбанк продавалась большая часть экспортной выручки «Сильвинита» и «Азота». Банк имел возможность получать большие доходы при минимальных затратах. Когда две последние названные компании вывели потоки из банка, у него существенно уменьшились доходы и ресурсная база.
После ухода крупных клиентов банк вышел в розницу: начал активно привлекать частных вкладчиков, выдавать потребительские кредиты. Но за два-три года сложно перестроить бизнес модель.
По сути Экопромбанк оставался кэптивным (карманным) банком, который построен не на основе бизнес-процессов, а на личных отношениях и связях акционеров. А когда в кредите возникают личные отношения, часто закрывают глаза на риски.
Как любой бизнес, банки выбирают свой баланс между рисками и доходностью. Например, если следовать всем нормативам ликвидности Центробанка, нормативам лимит на одного заемщика (Н6) и лимит на аффилированного заемщика (Н9), то банк будет сидеть в супер ликвидности с минимальным риском банкротства, но при этом он ничего не заработает. Поэтому, это индивидуальный выбор акционеров и менеджмента, в какой зоне риска будет работать банк.