Начиная с 30 сентября, Россия начала военную операцию против боевиков ИГИЛ на территории Сирии. С этого момента сирийский конфликт не сходит с полос газет и экранов телевизоров. На днях представитель экстремистов Махаммад Аднани в 40-минутном заявлениипризвал мусульман присоединиться к джихаду против России и США. Россия же заняла позиции шиитов в лице государственной власти Сирии.
В Properm.ru решили узнать у жителей Перми, исповедующих ислам, как они относятся к этому конфликту и участии России в нем. Аналогичные вопросы мы задали Ильхаму-хазрату Бибарсову и Сафе Керимовову, а также представителю «Азербайджанского молодежного отделения России» в Перми Эмину Алиеву.
«Точно также, как был заботливо «выращен» Усама бен Ладен, проходило создание ИГИЛ. Не забывайте, что бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон провела в своё время больше ста встреч с правителями различных стран, убеждая их в необходимости создания в Ираке «третьей силы». Результат — тот, который имеем», — добавляет он.
Бибарсов считает, что если Россия будет поддерживать шиитов в лице государственной власти Сирии, то это не приведет к конфликту с суннитскими странами, такими как Турция или Египет.
Политолог и пресс-секретарь Духовного управления мусульман Пермского края Сафа Керимов поддерживает действия российской стороны в сирийском конфликте. «Другое дело, в этих странах есть кланы, причём со значительными финансами, оказывающие поддержку ИГИЛ. И это самая большая проблема для этих стран. Россия — единственная в этом конфликте сторона, не только соблюдающая международное законодательство, но и ведущая себя порядочно», — считает он.
Оба представителя ислама сходятся на мысли, что в сирийском конфликте нет религии. «Есть международная террористическая организация, в отношении которой даже использование понятия «ислам» — большая ошибка. Ислам, как и все авраамические религии, к которым, как известно, относится и православие, исповедует главное для всех по-настоящему верующих людей — любовь к ближнему. Российские мусульмане чувствуют тоже, что и христиане, иудеи или атеисты. Что ещё можно чувствовать, когда гибнут люди?», — поделился своими переживаниями Ильхам-хазрат Бибарсов.
Ильхам-хазрат добавляет, что в Пермском крае, к счастью, радикалистов тоже нет: «Пермские мусульмане исторически интегрированы в светское общество. Что касается «пришлых идеологов», то необходимо восстановить школу традиционного российского ислама, которая целенаправленно уничтожалась после 1917-го года. Россия никогда не нуждалась в каких-либо «духовных учителях», будь то из Саудовской Аравии или из Индии».
Эмин Алиев, представитель «Азербайджанского молодежного объединения России» в Перми поделился с нами своим мнением по поводу настроений молодежи в вопросе с ИГИЛ. «Есть два уровня людей. Есть молодежь, которая приезжает сюда на заработки на сезон. Естественно, у них есть семья, о которой нужно заботиться. У них в голове нет мыслей про ИГИЛ — им не до этого. А есть молодежь, которая родилась и выросла в России. Конечно, у них есть понятия о религии, но в целом эти люди уже обрусевшие и навязать им какие-либо радикальные взгляды крайне сложно».Респонденты считают, что для предотвращения радикальных настроений среди мусульман, в первую очередь необходима еще большая открытость, чем сейчас, активная работа с молодежью. «Воспитание, создание крепкой семьи, получение традиционного образования, — вот основные задачи, которые стоят перед исламскими богословами России и Пермского края. В результате мы получим полноценных граждан общества, далёких от какого-либо радикализма», — считает Бибарсов.
По словам Алиева, в Перми внутри азербайджанской диаспоры время от времени устраиваются дискуссии, на которых и обсуждаются подобные вопросы. «От ребят, участвующих в таких беседах можно услышать один лишь негатив по поводу ИГИЛ. Верующий человек, мусульманин знает, что ИГИЛ — это не религия, а зверство».
Также Эмин Алиев считает, что в последнее время среди азербайджанской молодежи становится все меньше верующих людей. «Мы живем в современном обществе и ведем светский образ жизни. Поэтому насадить какие-то религиозные взгляды становится крайне сложно. Нужно стараться жить по-человечески — честно и справедливо, а такое поведение уже не зависит от религии».