«Занимаем обочины, но обязательно оставляем одну полосу в каждом направлении свободной. Общаемся со СМИ, администрацией, сотрудниками МВД. Демонстрируем массовость, солидарность и решимость грузоперевозчиков. Далее — расход. Можно прокатиться колонной. Если до 15 ноября постановление не будет отменено, переходим к более мощному воздействию. Отказываемся перевозить грузы. Загоняем грузовики на стоянки. Водителей направляем в отпуска», — так организаторы акции протеста готовили дальнобойщиков к «сходу».
Еще в 2013 году в России был принят закон, согласно которому с середины ноября 2015 года водители грузовых машин с полной массой более 12 тонн обязаны платить 3,73 рубля за километр пробега. Законодатели обосновали введение этой платы интенсивным разрушением дорожного полотна большегрузными машинами.
Для контроля расстояния и оплаты будет использоваться система «Платон», а за неуплату предусмотрены значительные штрафы: 5 тысяч рублей для водителей, 40 тысяч — для должностных лиц и частных предпринимателей, и 450 тысяч для юридических лиц.
Что касается самой системы «Платон» (она тоже очень не нравится дальнобойщикам), то, по сведениям издания «За рулем», организаторы этого проекта еще не предоставили перевозчикам подробные инструкции по установке оборудования, процессу обработки поступающих счетов и т. д. Кроме того, чтобы совершить оплату по предварительно согласованному маршруту, необходимо выставление расчетного счета, который компании, владеющие парком тяжелых грузовых автомобилей, также пока не получили.
Естественно, наибольшее возмущение дальнобойщиков и перевозчиков вызвал сам «ценник» — 3,73 рубля за каждый километр. С ним даже небольшой рейс в 300–400 километров (Пермь-Екатеринбург, к примеру) становится дороже на 1–1,5 тысячи рублей, а большие пробеги выходят гораздо дороже. По мнению дальнобойщиков, такая нагрузка не только опустошит их собственные карманы, но и сделает дороже многие продукты. Молоко, бензин, даже почтовые отправления — все это может подорожать. Правда, насколько именно — в рублях и копейках — станет дороже для пермяка, к примеру, коробочка плавленого сыра из Верхней Пышмы, никто не посчитал.
В Росавтодоре заранее подсчитали, что в связи с «оплатой проезда» может подорожать хлеб, мука и молоко, так как в структуре автомобильных грузоперевозок на продовольственные товары приходится всего 8,5%, и основная доля перевозимой продукции (83%) — это навалочные грузы. Тем не менее, протестующие дальнобойщики делают упор именно на подорожании социально значимых грузов и продуктов питания.
За несколько дней до вступления закона в силу акции протеста прошли по всей России. Грузоперевозчики решили показать властям массовость, солидарность и решимость. В множестве регионов России прошли (или еще идут) «сходы» и забастовки.
Так, сотни фур и грузовиков встали в правых полосах федеральных трасс М4, М51, М55. Стоит Подмосковье, Санкт-Петербург, Волгоград… В соседнем Екатеринбурге дальнобойщики выстроились на ЕКАДе, в Омске и Новосибирске — почти что заблокировали въезд в город. А в Приморье «сход» не состоялся. Как пишут одни дальневосточные СМИ, грузоперевозчикам не согласовали массовую акцию, т.е. не разрешили проводить протест. По данным других изданий, в акции протесты уже не было надобности, так как местные власти предложили мирно обсудить проблему накануне. И даже обсудили.
«Общий «враг» объединил и весьма представительных руководителей крупных транспортных компаний, и обычных частников, которые, судя по одежде, пришли на встречу с властью, что называется, «от станка», то есть, надо полагать, прямиком из кабины собственного тягача-большегруза», — так об «акции протеста» пишет дальневосточное онлайн-издание Primamedia.ru.
В Перми дальнобойщики собрались за поселком Лобаново и провели 20-минутную акцию протеста. Пермская версия «Мы против 3.73» оказалась не слишком массовой: три-четыре десятка фур и группа поддержки на легковых автомобилях.
Что просят?
Отмены оплата проезда по федеральным трассам, снижения этой оплаты, какой-то ясности с системой «Платон» и объяснения, как и на что будут распределяться заплаченные деньги. В конце концов, просто просят, чтобы их услышали.
Между тем, власть сказала свое слово накануне. Во вторник, 10 ноября, на сайте правительства РФ появилось постановление об изменениях в порядке взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн. Сумму временно решили уменьшить в 2,5 раза. Как сообщается в официальном документе, «принятое решение позволит создать условия для сбалансированного развития транспортной отрасли в целом».
Так, за один километр пути по федеральным трассам, грузоперевозчик будет платить не 3,73 рубля, как предполагалось ранее, а лишь 1,53 рубля. Такой сниженный тариф будет действовать недолго — до 29 февраля 2016 года. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018-го будет введен новый тариф — 3,06 рубля за один километр.
Судя по многочисленным сообщениям из всех уголоков России, дальнобойщики обратили на себя внимание. В основном, из-за пробок. Стоящие в правой полосе колонны фур порой серьезно затрудняли движение, но до полной блокировки въездов и выездов не дошло (ведь и не собирались). В Перми акция протеста дальнобойщиков почти не вызвала затруднений в движении. От Лобаново они выдвинулись в сторону Западного обхода, на аварийке и с гудением клаксонов.
Будут ли еще акции протеста? Возможно, но маловероятно. Тариф не отменен, но снижен на время. При этом далеко не каждый дальнобойщик лично и перевозчик в юридическом смысле готов на неделю ставить машины на стоянки или блокировать трассы. Лучше пойти в рейс и привезти денег: сборы оплатить и семью накормить.