300 метров под землей. Фоторепортаж из уникальной шахты в прикамском поселке

300 метров под землей. Фоторепортаж из уникальной шахты в прикамском поселке

25 марта 2016, 11:01
«Звучит команда на спуск и пол уходит из-под ног. В неприкрытом ничем проеме клети начинают мелькать геологические пласты месторождения, смазанные быстрым движением вниз. Периодически клеть притормаживает и тогда, как в замедленной съемке, перед нами на несколько секунд материализуется уходящий вдаль тоннель, в котором при свете фонарей работают люди».

В первой части репортажа заведующий музеем изобретателя электросварки Н. Г. Славянова Алексей Старков рассказал о том, как их команда отправилась в поселок Сараны Горнозаводского района и осмотрела окрестности шахты «Рудная».

В этом фоторепортаже — все, что скрывается под 300-метровым слоем горной породы. Разветвленные тоннели и электровозы.

***

Пройдя инструктаж по технике безопасности, облачившись в спецодежду и получив индивидуальные средства защиты и спасения мы робко скучковались у копра шахтного ствола «Капитальный» в ожидании своей очереди к клети. Сопровождающий нас мастер Александр помог подогнать снаряжение.

properm.ru

ОАО «Сарановская шахта „Рудная“ является крупнейшим и важнейшим предприятием в России по добыче и обогащению хромитовых руд. Первые сведения о добыче хромитовых руд с Сарановского месторождения относятся к 1889 году. Сейчас шахтой разрабатывается Главное Сарановское месторождение. До 1935 года месторождение отрабатывалось карьером, а затем штольней, начиная с 1940 года, месторождение отрабатывается подземным способом.

Хромиты Сарановского месторождения используются для производства огнеупоров. Магнезитохромитовые кирпичи химически пассивны и термостойки, выдерживают многократные резкие изменения температур. Их применяют в конструкциях сводов мартеновских печей. Используются хромиты и для изготовления литейных форм. Существует возможность получения из хромитов металлического хрома — основного сырья для легированных сталей (нержавеющих) и гальванических покрытий, но для этого требуется достаточно высокое содержание хрома в руде и сложные технологии. Для этих целей сырье экономически выгодно завозить из-за границы.

Пока позволяло время мы разглядывали непонятные простым смертным механизмы и железяки в изобилии расположенные рядом. На фото какая-то моторизованная тележка, сделанная, вероятно, из погрузчика породы

properm.ru

Сарановская шахта «Рудная» в постсоветское время неоднократно меняла собственника, при этом основной владелец актива был из-за рубежа. В 90-е годы ее контролировали структуры хорватского бизнесмена Данко Кончара, а в 2008 году активы выкупили казахи из холдинга ENRC (ТНК «Казхром», «Алюминий Казахстана», Казахстанский электролизный завод, Жайремский ГОК).

2 апреля 2015 года шахта «Рудная» была приобретена ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» (ЧЭМК). ЧЭМК стал владельцем 100% голосующих акций ОАО «Сарановская шахта „Рудная“. Стоимость сделки не уточняется. ЧЭМК намерен модернизировать горно-обогатительную фабрику предприятия и увеличить добычу руды за счет освоения новых горизонтов.

Несмотря на кризис, потребности в высококачественной стали в мире постоянно растут, что создает устойчивый спрос на ферросплавы в мире, повышает загрузку предприятий, которые их производят. Приобретя данную шахту, ЧЭМК обеспечил себя сырьем для дальнейшей работы.

properm.ru

В назначенный момент мы проходим к клети через технологический «предбанник». Здесь стоит влажный туман и объективы фотокамер сразу запотевают

properm.ru

Оставляем номерные жетоны в положенном месте, заходим в шахтную клеть, за нами захлапывается ограждающая решетка.

properm.ru

Стоять в клети надо чуть согнув ноги в коленях и крепко держась за поручни. Звучит команда на спуск и пол уходит из-под ног. В неприкрытом ничем проеме клети начинают мелькать геологические пласты месторождения, смазанные быстрым движением вниз. Периодически клеть притормаживает и тогда, как в замедленной съемке, перед нами на несколько секунд материализуется уходящий вдаль тоннель, в котором при свете фонарей работают люди. Потом клеть вновь ускоряется.

Чем глубже вниз, тем сильнее по шахтному стволу льется струйками вода, громко шипит сжатый воздух, дует ветер и сильнее закладывает уши. Их надо не забывать продувать. Кто занимается подводным плаванием тот меня поймет. Можно просто часто сглатывать слюну.

properm.ru

Приехали. Клеть останавливается на глубине около 300 метров и, если я не ошибся, на пятом горизонте выработки. Сейчас в шахте начинают осваивать шестой горизонт. Надо сделать над собой усилие и шагнуть сквозь струйки мутной воды в штрек. Прикрывая фотоаппаратуру мы выходим из клети. Вода, стекая по каске, заливается за шиворот. Сразу приходит на ум распространенный среди офисного планктона в интернете демотиватор: «Это ты расскажи шахтеру, как устаешь на работе».

После выхода из клети проходит второй инструктаж по ТБ «на рабочем месте». Главное здесь не задеть контактный провод. Видите — висит такой противный под сводом штрека?

properm.ru

Мы быстро «ощипываемся», пытаясь привести в готовность фотоаппаратуру и протереть объективы. На все про все у нас час. К назначенному времени нам надо быть у клети, чтобы подняться на поверхность. Наш проводник в подземный мир — Александр.

properm.ru

Сначала мы идем в старую выработку куда-то направо. Там нет искусственного освещения. Первые кадры даются с трудом. В воздухе много водяной взвеси и с фотографированием не ладится. Луч коногонки выхватывает из темноты различное оборудование и крепежные материалы. На этом фото складированный у стенки штрека металлический профиль шахтной крепи.

properm.ru
properm.ru

Перегородка с дверью, разделяющая различные части штрека. Открыть дверь не просто. Из-за разницы давления в проем сразу врывается сильный поток воздуха

properm.ru

Возвращаемся в обитаемую часть шахты. Здесь условия съемки облегчает искусственное освещение и мы быстро идем по лабиринту подземных коммуникаций

properm.ru

Место для ремонта подвижного состава. Обратите внимание на перекрытие штрека. Породы здесь прочные и его дополнительно не усиливают, устанавливая только страховочные швеллера в местах больших пролетов.

properm.ru
properm.ru

Выходим к замершему на путях составу. Контактный узкоколейный шахтный электровоз К-10 предназначается для эксплуатации на шахтных и промышленных узкоколейных железных дорогах с постоянным током напряжением 250 В. Используется для перевозки составов вагонеток по подземным рельсовым путям угольных шахт и рудников, неопасных по взрыву газа и пыли.

Первый электровоз этой серии был выпущен в 1971 году на Александровском машиностроительном заводе, с 1973 года по настоящее время выпускается серийно. Электровозы этой серии являются самыми распространёнными шахтными электровозами на территории России.

properm.ru

Дальше опять идут тоннели и развилки с проложенными по ним железнодорожными путями.

В разных местах крепи выполнены по разному, в зависимости от нагрузки. Где-то они деревянные, где-то деревянные с металлическими конструкциями, а в особо опасных участках выполнены из железобетона.

Примерно на середине пути я окончательно потерял ориентировку. Если изначально я понимал в каком направлении в случае чего идти к эвакуационному южному стволу шахты, то тут, после многочисленных поворотов в хитросплетении тоннелей и штреков, мои навигационные приборы полностью отказали. Я не сомневался, что, оставшись один, слегка поплутав, смогу добраться до клети. Но я решительно перестал понимать в каком направлении мы идем. Где здесь север, а где юг.

properm.ru

Наконец мы оказались в неосвещенном тупиковом забое с высокими сводами. Как сказал наш проводник, здесь ведутся работы по строительству ремонтной мастерской для подвижного состава и электровозного депо. Для этого с помощью взрывов (первичное дробление руды на шахте производится методом подрыва) в скале вырубили обширную камеру.

properm.ru
properm.ru

Выходим из камеры с будущим депо и идем дальше по темным коридорам.

properm.ru

Наконец мы достигаем конечной цели нашего маршрута — технологической площадки по подготовке хромитовой руды к транспортировке.

properm.ru

Как я понял, руда здесь засыпается в бункер и дробится. Высота просматриваемых трех уровней не меньше пятиэтажного дома. Мы остановились передохнуть, но стоял такой шум, что я толком ничего не расслышал, что рассказывал Александр про устройство этой технологической площадки.

properm.ru

Камера в которой мы находились укреплена по стенам и сводам бетоном — слишком объемное пространство для шахты, плюс вибрации механизмов.

Обратно мы идем другим путем. На очередной развилке нам попадается еще один состав с вагонетками. Куда сворачивать? Александр безошибочно выбирает нужное направление по одному ему известным ориентирам. Здесь никаких указателей нет, все горняки знают шахту как свои пять пальцев и легко ориентируются под землей.

properm.ru

Ага, кажется мы здесь уже были. Дошли до знакомого электровоза К-10. Вдалеке виднеется клеть шахтного ствола «Капитальный». Александр практически идеально подгадал время. Как только мы подошли к клети, она опустилась и из нее вышла очередная смена горняков. Час под землей пролетел на одном дыхании — как десять минут.

properm.ru

Несколько минут и мы уже на верху. Разбираем свои жетоны, чтобы не перепутать номера. Объективы опять запотевают, но я делаю несколько кадров спускающихся вниз горняков, среди которых много женщин. Что не удивительно — весь поселок живет за счет шахты.

Выходим через «предбанник» на свежий воздух. Хотя еще надо разобраться где воздух свежее, в шахте или на поверхности. Наземный мир встречает нас влажной испариной только что закончившегося дождя. Переводим дух, обмениваемся первыми впечатлениями и идем в раздевалки, снимать с себя перемазанную в грязи спецодежду.

properm.ru

Прощаемся с гостеприимным коллективом сарановской шахты, получив на память по кусочку уваровита, который мы тщетно старались разглядеть в отвалах под землей. Очень хочется сюда вернутся еще раз и провести под землей несколько часов, а может быть и целые сутки, чтобы разобраться во всех тонкостях добычи хромитов шахтным способом.

Фото: Алексей Старков и Дмитрий Шелехов; текст: Алексей Старков специально для Properm.ru

#Видео #Спецпроекты #Регион #Репортаж #Неизвестный край #Шахта #Шахта рудная
Подпишитесь