Почему в Перми закрыт музей «Ретро Гараж»? Александр Черепанов: Мы вынуждены переехать

Почему в Перми закрыт музей «Ретро Гараж»? Александр Черепанов: Мы вынуждены переехать

16 апреля 2016, 10:00
Создатель музея рассказал Properm.ru о своем детище, грядущих ретро-проектах и объяснил, почему закрыты двери музея.

Про идею.

С момента осознанного желания создать такой музей в Перми до его открытия прошло чуть больше двух лет. А мысль о нем закралась давно. В начале 90-х годов мы были в Германии на «Формуле 1» в Хокенхайме. В этом маленьком немецком городишке есть музей гоночной техники. И сколько мы потом не приезжали туда, там постоянно была новая экспозиция. В один из визитов застали смену экспозиции, когда одни машины своим ходом уезжали, а другие — заезжали. Это мне и понравилось: «живые» экспонаты, со специальными номерными знаками. Отложилось в памяти. А вся жизнь моя — гонки, автоспорт. И ведь они тоже повзрослели за эти годы.

Когда завязал с автоспортом, решил сделать Москвич-412. Думал, что будет стандартный Москвич, чтобы в хорошую погоду с семьей покататься по городу. А в итоге собрали на эту машину правильный гоночный мотор. Куда дальше? Понеслось — гоночная коробка, специальный кардан, дифференциал в задний мост, каркас безопасности… Получилась именно такая машина, какую в Ижевске выпускали для сборной СССР, по всем автоспортивным требованиям и стандартам того времени. У нее даже гоночный технический паспорт есть, и все дороги открыты на европейские соревнования ретро-автомобилей. Там в последние несколько лет при проведении серьезных раллийных соревнований перед основным каналом в качестве машин безопасности, которые проверяют маршрут, стали выпускать именно ретро-машины. Это ведь красиво, интересно. Может, и на наших гонках когда-нибудь там будет. С этим автомобилем я выступаю на Rally Master Show. Он там сразу — как памятник Пушкину, возле него собирается тусовка «ветеранов автоспорта». И молодежь проявляет большой интерес!

Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru

После Rally Master Show в 2014 году я серьезно «заболел» идеей создать в Перми музей старинных автомобилей. Прошлым летом была выставка ретро-автомобилей на Диораме. И это был не пробный шар, а чистый экспромт. Мы потратили огромное количество энергии и энтузиазма, но оказались в нулевой точке — выставка закончилась, машины разъехались по домам. Пожалуй, там идея стационарной площадки для ретро-автомобилей до конца оформилась. Переписывались с местными властями, главной задачей было найти площадку. Бизнес-план предполагал обеспечение рентабельности музея, так что денег не просили. Только площадка нужна была.

Про машины

У наших экспонатов есть владельцы. Для них такая стационарная площадка стала очень удобной с точки зрения хранения. Если хранить автомобиль в гараже, неизвестно, что ты там найдешь весной. Может вообще оказаться, что задняя стенка разобрана и машины-то нет… К открытию музея «Ретро Гараж» на площадку встали 34 автомобиля. Желающих выставить свой автомобиль было гораздо больше, многим пришлось отказать из-за зимней специфика доставки машин. И когда много однотипных машин в большом количестве, тоже не интересно. Их лучше собирать под идею разовой тематической выставки.

Автомобили здесь только русские. Если нам привезут раритетный BMW или Ford, то возьмем и будем показывать его людям. Но красной линией все же патриотизм. Давно существует мнение, что мы постоянно у кого-то что-то «слизывали». Это обидно. Ведь у нас тоже много чего копировали. Если бы мы занимались только плагиатом, 21-я Волга в 1957 году на Брюссельской ярмарке никогда бы не получила Гран-При. Грузовик «Урал» — золотая медаль Лейпцигской ярмарки в 1969 году. После Второй мировой войны ни у одного государства не было новой модели гражданской машины, а СССР, весь войной измотанный, бац — и «Победу» сделал с несущим кузовом и колесными арками.

Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru

В Германии отметил, что там на законодательном уровне запрещено утилизировать раритетные автомобили. Если кто-то узнает, что уничтожили ретро-автомобиль, до уголовного дела может дойти. Там, если ты хочешь отдать в утиль старинный автомобиль, должен принести справку из ретро-музея, что машина не представляет исторической ценности. А если машина представляет ценность, но тебе не нужна, вариант только один — продать. При этом вся история машины будет прозрачной, и не дай бог, если такая машина пропадет где-то. А у нас как? Списывают с какой-нибудь базы старые автомобили, а сердобольные сотрудники вместо них в утиль сдают горы хлама-металлолома, а сами машины — в укромное место, чтобы спасти раритеты. Ценность же огромная для тех, кто понимает!

Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru
Виктор Михалев для Properm.ru

Про закрытие

В марте нам пришлось на время закрыть музей. Появились технические проблемы на самой площадке. Поняли, что вынуждены переехать. Вчера, 15 апреля, было принято окончательное решение о переезде и даже, надеюсь все сложится, нашлась новая площадка в городской черте. Мы хотим, чтобы музей рос, развивался, для этого нужно больше места. В ближайшие дни планируем перевести все автомобили и другие экспонаты на временное хранение, и дальше будем готовить новую площадку. Нам нужно минимум 2–3 недели.

Планов громадье! Хочется, чтобы экспозиция менялась. Есть машины в Перми. Есть машины в соседних городах. Есть старые гоночные связи, которые могут позволить привезти машины из московских музеев — там есть, что посмотреть. И еще хочется, чтобы помимо машин было что-то: картины, фотоработы, много интересного. Саму атмосферу того времени создать хочется, чтобы и фонари были старинные, и лавочки, и урны, и звук старой улицы фоном звучал.

#Спецпроекты #Мнения #Авто
Подпишитесь