Пермский клуб «моржей» известен по всей стране, а его участинки многократные призеры России и Мира по плаванию в ледяной воде. Познакомиться с ними и узнать секреты зимнего плавания отправились и Properm.ru. Еще перед началом соревнований мы встретились с одним из главных моржей Перми Александром Куляпиным, который показал, как добраться до места проведения соревнований.
— У нас очень много участников каждый год. Есть даже те, кто после шунтирования не прекращают заниматься плаванием, — рассказывает Александр по дороге.
— Не вредно?
— Если врач дает добро, то почему нет? Некоторым, конечно, можно только пробежки, но спорт есть спорт.
Пока мы беседовали с Александром, узнали, что серьезно заниматься плаванием он начал еще пятнадцать лед назад. Тогда он много путешествовал по Азии, где и привык к закаливанию.
— Когда вокруг нет теплой воды, а только родники с холодной водой, уже не задумываешься о поиске теплых источников. Это даже хорошо! Главное соблюдать норму, нельзя сразу окунаться в воду, во всем нужно знать меру. Чтобы согреться, надо раздеться! Кстати, вы оделись слишком легко, замерзнете, — подмечает Александр, глядя на мою куртку и отсутствие шапки.
Когда мы подъехали к месту, на берегу Камы уже виднелись ледорубы. Подошли к вагончикам напротив спуска. В одном оборудована мужская раздевалка, в соседнем — женская. Есть общая сауна, где спортсмены греются до или после заплыва. Кажется, что внутри мало что изменилось с 80-х годов. Деревянный пол, вешалки, старые газетки, играет магнитофон. На стене висит таблица членских взносов. Чтобы попасть в клуб «Тонус», нужно внести 300 рублей на месяц. Деньги идут на оплату электроэнергии и поддержание порядка в клубе.
— Нашему клубу уже более 30 лет. Его организовали при Пермском телефонном заводе. Раньше у государства была идеология здорового образа жизни. Боролись с пьянством. Сейчас ее опять восстанавливают.
Клуб появился в ноябре 1986 года под руководством Виктора Истомина. При содействии председателя коллектива физкультуры телефонного завода В. Спиридонова Истомин приобрел для занятий вагончики, которые были привезены и установлены вблизи грузового порта. В 1989 году секции был присвоен статус спортивного клуба закаливания.
— С утра позавтракали? — интересуюсь я.
— Овсяной кашей, чтобы было легко, но энергично.
На улице рядом с вагончиками турники и брусья, на них уже разминаются несколько мужчин. Подходят и другие «моржи». Все в приподнятом настроении. Для них это настоящий праздник.
Пока соревнования не начались, спускаемся к воде. Металлическая лестница под уклоном, но местные без опаски спускаются и поднимаются, главное держаться за поручни, и желательно в перчатках. До проруби идти не меньше 50 метров, тропинка уже протоптана. На месте несколько мужчин очищают воду от наледи с помощью крюков. Под ногами лед не хрустит — он трещит, раскалываясь на части от тяжести шагов.
— Далеко не ходите, толщина льда здесь разная, вдруг что случится, — бросает в след один из «моржей».
К этому времени руки уже сильно замерзли, и перчатки не спасают. Вспоминаю, что Куляпин говорил о сауне и иду греться.
Ровно в 12:30 на построение вышли более 20 мужчин и женщин. Среди них и «моржи» с многолетним стажем, и новички. Участникам не разрешалось использовать специальные плавательные костюмы, например, гидрокостюмы, а также согревающие мази. Это противоречит правилам, так как закаливание должно проходить только в естественных условиях.
После торжественной части участникам объявили пятиминутную готовность. В это время я накинул бушлат, который дал Куляпин, и отправился на дистанцию. Некоторые моржи предпочли добраться до воды в верхней одежде, другие только в плавательной экипировке. Смотреть на них холодно. Но никто не торопится. В это время немногочисленные болельщики заняли места у проруби, судьи приготовили секундомеры.
— Я приехал на эти соревнования во второй раз. Сам из Нытвы, там есть только небольшой пруд, где закаляюсь. Сегодня планирую проплыть 50 или 100 метров. А вы? — обратился ко мне один из мужчин.
— А я не планирую. По крайней мере, сегодня.
— Зря. Раз попробуешь, и захочется еще. От заплыва ощущения прекрасные, их ни с чем не сравнить!
Один за другим участники заходили в воду, ждали команды и начинали заплыв, поднимались и снова окунались в воду. Каждый двигался своим темпом. Некоторые предпочитали плыть вольным стилем, другие брасом. Женщины, в основном, плыли, не окуная головы.
— Пошел! Подросток резво оттолкнулся от лестницы, доплыл до другого края, оттолкнулся и вернулся обратно. «13,2!» — отсчитал судья». По эмоциям парня не было понятно: рад он или разочарован — сразу пошел греться. В это время уже другой «морж» залез в воду!
— Сколько? — спросил мужчина, закончив заплыв.
— 16 секунд ровно.
— Как-то многовато, — и проплыл еще 25 метров. За это время у лестницы уже успела собраться очередь.
— Юра, ну хватит уже воду греть, вылезай!
На дистанцию вышел Куляпин.
Проплыв в среднем темпе Александр вышел на берег.
— Теперь греться?
— Пока нет.
Вместе со своими друзьями Куляпин остался наблюдать за заплывами. Более 20 участников проплыли за 15 минут. После чего все пошли отогреваться.
— Александр, здесь многие говорят, что вы многократный призер, в том числе мировых первенств. Это правда?
— Да. Моя самая ценная награда за «Берингов пролив». Всех, кто смог осилить эту дистанцию, занесли во всемирный зал славы. Среди других «Преодоление» — нужно пять раз переплыть «Гольфстрим». Форму я не теряю, предполагается заплыв через Лаперуза. В этом году съездил в Китай на Азиатские игры.
Пока мы прощались с Александром, я заметил у спуска к воде двух мужчин.
— Юра, ну ты куда?
— Еще «сотку» надо проплыть!
—