Posted 22 февраля 2017, 07:21
Published 22 февраля 2017, 07:21
Modified 2 марта 2023, 14:33
Updated 2 марта 2023, 14:33
Финансовый аналитик, известный своими точными прогнозами — директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кащеев на этой неделе находится в Перми, где встречается с клиентами банка и рассказывает о том, что на самом деле происходит в экономике. Об этом и не только в авторской колонке на Properm.ru.
Я помню 2008 год, когда я еще работал не в Промсвязьбанке — в Москве у нас была встреча с VIP-клиентами и юридическими лицами. Бизнес тогда мало интересовали вопросы развития экономики. Если VIP-клиенты спрашивали, что из себя представляет этот кризис, почему он случился и что будет дальше, то бизнес интересовали сугубо практические вещи — как они смогут реструктурировать свой долг, как перевести валютный кредит в рублевый, как совершить сложную конвертацию с несколькими валютами. Люди в основном жили сегодняшним днем, главное было — продержаться до рассвета.
Сейчас, когда в российской экономике начались стагнационные процессы, интерес стал возрастать. Причем не только со стороны крупного, но и малого бизнеса. Конечно, невозможно, дать совет всем и сразу. Такой, чтобы все сразу встали и куда-то побежали, и например, вместо продажи пищевых продуктов занялись строительством звездолетов. Но мы откровенно рассказываем, что происходит в экономике, на этой основе помогаем предпринимателям сделать самостоятельные выводы для собственного бизнеса.
2017 год очень важный для принятия долгосрочных решений, потому что многие вещи уже не будут такими, какими они были раньше. Сегодняшнюю ситуацию можно описать как восстановительный рост.
Это не фаза устойчивого роста, это мы просто оттолкнулись от дна. Этот год, если не произойдет никаких политических неприятностей, может позволить нам, наконец-то, разработать стратегии, необходимые экономике. Такой экономике, когда стоимость нефти уже не будет вырастать до 100 долларов за баррель, когда мы не можем зависеть только от экспорта, когда нам нужно по-настоящему заняться диверсификацией.
Сегодня основные тренды развития мировой экономики находятся в противоречии с той моделью, которая работает в России. Наша модель отличается высокой централизацией и ориентацией на несколько основных отраслей, а также зависимостью от природной ренты. Ни то, ни другое, ни третье не будет адекватным в ближайшие 5–10 лет. Например, природная рента уже не будет поступать в том объеме, как раньше.
Показательный пример с централизацией. Как сегодня выбираются отдельные отрасли и предприятия для государственного субсидирования? Очень субъективно, что в корне неправильно. Именно сам бизнес, рынок должен определять направления, в которых он готов совершить прорыв. А уже государство должно этому прорыву способствовать. То есть изначально государство должно создать условия, в которых бизнес мог бы свободно находить направления для развития, чтобы он уже имел опыт и наработки, а не просто «Иван Иваныч решил, что это направление нужно развивать».
Настроения бизнеса, кстати, соответствуют тому, что российская экономика находится в фазе восстановительного роста. Оттолкнулись от дна мы благодаря стабилизировавшейся динамике нефти. За этим последовала стабилизация валютного курса. А это уже важнейший фактор для определения настроений сначала бизнеса, а потом и населения. Поэтому уже в 2017 году должно начаться восстановление реальных доходов и конечного спроса, в 2016 году здесь был полный провал.