— Сергей Александрович, чтобы из парка Горького Перми сделать парк Горького Москвы, надо чтобы Пермь была Москвой?
— Нет. Достаточно перенять принципы. Когда есть периметр, а у любого парка есть периметр, ты контролируешь правила поведения. Вот и контролируй, наводи порядок. С освещением, с туалетами — наводи порядок. Вводи стандарты. У нас не было шашлыков в парке Горького, мы считали, что это не нужно. Потому что это, действительно, не нужно в городском парке культуры и отдыха. Зато в парке самое лучшее мороженое, которое сам парк производит и продает. Хоть в Перми, хоть в Москве важно, для кого ты работаешь, поставь во главу угла людей, и всё получится. Мы же делаем парки и в Казани, например, принципы те же самые.
— Вы пошли вразрез не только с чиновничьими представлениями о парках, но и с поведенческими, потребительскими привычками посетителей.
— Привычки можно изменить. Мы не поощряли шашлычные, алкоголь, потому что это агрессия. В Москве много мигрантов, и мы запретили шашлычные, так как не входит в задачи парка пропаганда этнической кухни.
— В Перми были на знаковых площадках?
— На набережной был. Впечатление двоякое. Набережная живая, там полно людей, они сподвижники, потому что танцуют под тот магнитофон, который сами притащили. Никто не сделал им розетку. Первое, что мы сделали в парке Горького, это «розетку». Нужно создать условия, и люди будут благодарны.
Ну не разрешай заезжать на машинах, положи бетонный блок, и пространства будет больше. И придет больше людей. Они пришли — дай им больше света, туалет предоставь. Полицейскими обеспечь. Простоишь так год — и вся гопота уйдет, станет безопасно и прекрасно.
— У нас философская проблема в Перми — пешеходная улица. Она не случилась.
— Это и в Москве сложная проблема. Существущий Арбат — это уличные музыканты, попрошайки и торговцы фальшивыми русскими сувенирами. Шалман какой-то. Вопрос любой пешеходной улицы — это не покрытие и не направление, это «вопрос первых этажей». Что у нас на первых этажах? Пивная? Детское кафе? Ресторан?
Мы проводили исследования в Москве, и нам консультанты советовали (для Перми не подойдет, но расскажу в качестве примера) сделать магазин типа Аpple-store либо бутик модной молодежной одежды. Человек приходит, смотрит, крутит эти вещи, меряет, в итоге обеспечим наполнение улицы порядка 2 млн человек в год (в Москве). Никто, может, и не купит ничего, но молодежь придет, будет жизнь.
В Риме в восемь раз больше кофеен. Надо сесть и сказать: здесь будет книжный, здесь будет кофейня. Мне зачем по этой улице пешком ходить? За атмосферой, а она создается не только плиткой и урнами, но и тем, куда зайти, на что посмотреть, это совершенно точно — политика первых этажей.
На Пермском молодежном форуме Сергей Капков рассказал историю пятимесячного преображения парка Горького в Москве. Как из «шалмана со списанными аттракционами» получился парк, который посещает порядка 20 млн человек в год.
«Ощущение свободы, а не аттракционы должен дать парк. Условия должен предоставить, а не аниматорами развлекать. И даже зима стала конкурентным преимуществом, мы сделали огромный каток, и зимой парк посещает столько же людей, сколько летом», — рассказал Капков.
Противостояние преображениям в парке Горького Москвы были серьезные: главный озеленитель парка противился стрижке газонов, не устраивало, что люди на них лежат; «серьезные ребята» были против сноса их ларьков, а бабушки подозревали, что парк вырубят, настроят многоэтажек, и выходили на пикеты с плакатами «Долой Собянина и Капкова!»
Сейчас парк — любимое место отдыха и детей, и бабушек. Зарабатывает парк 750 млн рублей в год. По тем же принципам создано командой Капкова еще 105 парков и мест отдыха, например Крымская набережная.
Еще одним пунктом создания культурной городской среды стала работа с библиотеками. «Они стали третьим местом, московской городской гостиной, библиотека — это не только брать книги, это про знания. Чай, кофе, дополнительное образование», — рассказал Сергей Капков.
Из типовых советских библиотек делали свободные пространства, привлекали молодежь: техническое творчество, театральные кружки, иностранные языки.
Появились такие события как «Ночь в музее» (собрала сразу же 800 тыс человек). На следующий год «Ночь искусств», «Ночь в театре», «Ночь на катке», этот формат переняла вся страна.
«Департамент культуры должен быть департаментом городской атмосферы», — уверен Сергей Капков. Создание мифов, брендов, смыслов, как результат — внебюджетные доходы учреждений культуры Москвы выросли до 10 млрд рублей, в 3,5 раза. «Культура конкурирует с дачей и шашлыками, с телевизором, с кино. И мы выиграли. Раньше люди после работы шли домой, а теперь в парк, в музей. Культура меняет нас, это было символом нашей работы», — вспоминает Капков.
Конечно, в Москве, как в какой-то другой стране, и бюджеты другие, на культуру выделяют 50 млрд рублей в год. Но принципы, отношение, подходы можно перенять, и с гораздо меньшими бюджетами добиваться аналогичных результатов.
При этом в привлечение частных инвесторов Капков не верит. «Театр не может быть прибыльным. Над культурой все равно нужно держать зонтик».
А вот рекламировать, заниматься пиар-сопровождением необходимо, причем каждый шаг: сделали новый асфальт, позвали роллеров проверить, освободили пространство в парке — заявили о том, что это «Свежее дыхание Москвы».
А еще очень важен «принцип китайского ресторана», это когда приезжаешь в другую страну и ищешь ресторан, который в глубинке, для своих, раз они там едят, значит, вкусно, безопасно. «Надо делать для своих! Чтобы своим было удобно и хорошо, тогда и другие пойдут», — говорит Капков.
Ну и главное: «Только кажется, что само общество, привыкнув к хорошему, будет это защищать. Нет. Не всегда. Нужно воспитать последователей, тех, кто будет это хорошее защищать».