Александр Репин родился в ноябре 1955 года в Петропавловске Казахской ССР. Рос в семье с матерью, в Пермь приехал второклассником, где окончил школу № 133. Высшее образование (Пермский политехнический институт, «Промышленное и гражданское строительство») получил не сразу — уходил в армию, служил на территории ГДР.
Бизнесмен начал работать, учась то на заочном, то на дневном, то на вечернем отделении. Начинал карьеру с рабочих профессий: был сторожем автостоянки, работал каменщиком-огнеупорщиком цеха № 37 Пермского машиностроительного завода им.В.И. Ленина («Мотовилихинские заводы»). В итоге институт он окончил только в 1982 году. К этому времени он работал мастером участка треста «Пермнефтехимремстрой». По словам предпринимателя, эта работа давала возможность организовывать «шабашки», что позволило за время учебы скопить на первую машину — ВАЗ-21013.
Затем в карьере Александра Репина была работа прорабом Пермского завода химического оборудования (сейчас — Пермский завод «Машиностроитель»), где он занимался строительством жилья для нужд завода. В конце перестройки он вновь поменял работу — устроившись на должность главного инженера СМУ УВД Пермского облисполкома. На этой работе 27-летний специалист познакомился со своим первым деловым партнёром — полковником милиции Леонидом Згурой.
Кольцо №1: Ангары
Именно Згура и привел в частный бизнес будущего владельца холдинга. В 1990 году Репин уволился вслед за своим начальником из милицейского СМУ. Леонид Згура предложил своему бывшему подчиненному заняться бизнесом по производству ангаров для нужд сельскохозяйственных предприятий. Бывший начальник СМУ для этого учредил малое предприятие «Уралимпекс», а должность главного инженера занял Репин.
По признанию Александра Репина, бизнес было вести трудно, инфляция разгонялась, а еще советские условия ведения бизнеса не давали предпринимателям устанавливать наценку на свой товар выше 30%. Тогда бизнесмены придумали такую схему — создали в холдинге новое юрлицо. В 1991 году оно было зарегистрировано на Александра Репина — малое предприятие «Сатурн-Р». Таким образом, новая компания собирала каркасы ангаров и продавала за 30% наценки их «Уралимпексу», который их красил и уже доставлял продукцию конечному потребителю.
Название для будущего холдинга придумала супруга Александра Репина, но администрации Ленинского района отказалась регистрировать юрлицо с таким названием, поскольку ранее уже зарегистрировали предприятие с таким названием. Вариант с МП «Сатурн-2», который предложили за день до регистрации чиновники, Александра Репина категорически не устроил. Так и появилось название «Сатурн-Р», где «Р» была просто первой буквой фамилии. Бизнесмен и в дальнейшем использовал свое имя в названиях предприятий.
Новое предприятие получило право налоговых льгот в течение трех лет. По истечении их, было принято решение производство ангаров передать в новое предприятие, чтобы вновь получить поблажку. В 1994 году производство ангаров сосредоточилось в новой компании — МП «РеАлАн» (в переводе: «Репин Александр Анатольевич»).
Уже в 1991 году пути партнеров разошлись. Леонид Згура предложил переписать «Сатурн-Р» на старшего сына Александра Репина, а главному инженеру сосредоточиться на основной работе. А также самому заняться поиском клиентов, — самостоятельно найти покупателей ангаров за 130 тыс. рублей за единицу.
Александр Репин нашел покупателей в Оренбургской области, где заключил договор с местным колхозом по цене 150 тыс. рублей за ангар и даже получил аванс в 1,5 млн рублей. Однако в ответ «Уралимпекс» поставил бизнесмену фактический ультиматум, подняв цену на свои ангары в 160 тыс. рублей. Леонид Згура предложил передать заказ в «Уралимпекс», либо покинуть территорию, где «Уралимпекс» собирал и красил ангары, и самостоятельно заняться их производством.
Репин, имея на руках аванс, решил рискнуть. «Это была трудная задача, — утверждает он: деньги тогда ничего не стоили, а контрагенты вместе с денежной формой оплаты требовали доплату в виде натуральных продуктов». Так, в леспромхозе за два вагона лесоматериала помимо денег у бизнесмена попросили 10 мотопил «Дружба». Производитель «Дружбы» — Завод имени Дзержинского» — 10 тонн сахара. Оренбургский заказчик ангаров готов был дать искомый объем сахара, но за 100 кнопочных телефонов. В пермском телефонном заводе «Телта» к заказу попросили 15 тонн муки, вновь отправив Репина в Оренбург. Здесь с него попросили в предоплату один ангар. Предприниматель нашел выход из ситуации, оставив в залог чеченцам свои «Жигули» и с вагоном муки уехал в Пермь.
Уйдя от «Уралимпекса», Репин арендовал новую площадку — на Пермском экспериментальном механическом заводе, где работал главным инженером будущий депутат заксобрания Юрий Борисовец. Предприятие перешло на выпуск до 20 ангаров в месяц, вытеснив с рынка «Уралимпекс», который ушел в торговлю. Через полтора месяца самостоятельной работы Репин, по его утверждению, стал долларовым миллионером. При этом первый офис компании находился на автостоянке на улице Старцева.
Александр Репин сам ездил по стране заключать договоры на поставку продукции. Логистика бизнеса сложилась следующим образом: оцинкованную кровлю «Сатурн» брал на Лысьвенском метзаводе, которому требовалась мука. Один вагон металла менялся на один вагон муки. Муку Репин брал на мукомольном заводе, куда поставлял зерно из колхозов, которым потом продавал ангары. Производство ангаров перестало кормить предприятие через 4 года — к 1995 году у совхозов закончились деньги, и выпуск упал до 1–2 ангара в месяц. Окончательно это направление в «Сатурне» было закрыто в 1998 году, вместе с ликвидацией МП «РеАлАн».
Направление в бизнесе, благодаря которому «Сатурн-Р» получил широкую известность в Перми, продажа бытовой техники — началось в 1994 году. Идею заняться продажами бытовой техники подал нынешний директор ООО «Сатурн-Авто» Андрей Санников. Он предпринял попытку начать собственный бизнес, заняв у Репина деньги под поставку одного вагона кухонных комбайнов Sanyо. Бизнесмен помог другу привезти товар, выделил ему склад, но тот, раздав технику по пермским магазинам, не смог вернуть деньги. В тоже время бывший компаньон Леонид Згура начал торговать холодильниками Липецкого завода «Стинол».
Тогда Санников и Репин предприняли попытку стать официальными дилерами «Стинола», но первоначально получили отказ. Бизнесмены предложили заводу создать на базе «Сатурна» хотя бы центр сервисного обслуживания. «Стинол» ответил согласием, а заодно продал пермским бизнесменам два вагона холодильников.
Товар был реализован по прибытии в Пермь, на потребительской выставке в ВЦ «Пермская ярмарка», где предприимчивые торговцы убедили горожан внести им аванс за еще не привезенную технику. «Мы просто выдавали им бумажки, а с них брали деньги и записывали фамилии. По итогам ярмарки принесли целую коробку денег» — вспоминает бизнесмен.
Так «Сатурн-Р» превратился в продавца бытовой техники. Первый магазин «Сатурна» был открыт в доме бытовых услуг «Алмаз», где Александр Репин арендовал сначала небольшое помещение в 200 кв.м, а потом полноценный зал, а также помещения под склады техники.
Крупнейшим продавцом бытовой техники бизнесмену помогло стать торговое ноу-хау. «Сатурн-Р» предложил населению покупать технику в рассрочку: «Была дикая инфляция и народ никак не мог скопить деньги на холодильники». Из стоимости товара в 1 млн рублей потребитель оплачивал половину и получал холодильник (доставку до дома осуществлял «Сатурн»), а оставшуюся часть — потом, с учетом инфляции.
«На этой схеме мы продавали в десять раз больше, чем другие города. Скоро мы стали ведущим партнёром Липецкого завода: нам передали на продажу 40% всего выпуска, и компания стала торговать по всей стране» — рассказывает бизнесмен. Компания стала официальным дистрибьютором Липецкого завода, а персональная скидка Александра Репина составляла 4%. Из 10 тыс. человек, купивших таким образом холодильник, не доплатили за него только двое. В сети «Сатурн-Р» за 15 лет продаж было открыто пять магазинов в Перми, и один в Чусовом. Склад техники изначально находился в бывшем салоне «Сузуки» на ул. Докучаева, потом на ул. Сорочинская в Дзержинском районе.
До прихода в Пермь первого федерального игрока бытовой техники «Эльдорадо» в 1998 году компания «Сатурн-Р» безраздельно хозяйствовала на пермском рынке. Компания продавала технику ведущих мировых производителей Ariston, Indesit, Bosch, Ardo, Whirlpool, LG.
С этим бизнесом Репин расстался в конце 2009 года — сказался финансовый кризис. Чтобы снизить долговую нагрузку, бизнесмен продал этот бизнес Илье Борзенкову, учредителю екатеринбургской фирмы «Норд». По словам Александра Репина, Борзенков — его старый товарищ, с которым они организовали раньше альянс по закупке техники.
Сам Репин утверждает, что Илья Борзенков купил только склад бытовой техники «Сатурна», причем оптом по розничной цене. Также бизнесмен получил разрешение использовать бренд компании, правда, изменив фирменный логотип бренда. Сотрудники «Сатурна» перешли в новую компанию. Торговые точки Борзенкова «сели» на аренду в оставшиеся в собственности Александра Репина объекты недвижимости. Сейчас в сеть входит 10 магазинов, восемь в Перми и по одному в Березниках и Чайковском. Часть магазинной недвижимости — точка на ул. Революции, 38 и на улице Ленина, 59 «Сатурн-Р» впоследствии продал, и сеть была вынуждена с них съехать. Сейчас на складе бытовой техники расположена база стройматериалов «Сатурна».
Второе торговое направление «Сатурна» — автомобильное — началось также в 1994 году. Первый опыт торговли автомобилями Репин получил, торгуя машинами столичного завода АЗЛК. Представители «Сатурна» ездили на завод в Москву и покупали там автомобили для нужд компании. Однажды сбытовой отдел АЗЛК предложил им выгодную сделку, если «Сатурн» возьмет целый вагон «Москвичей», то завод даст им существенную скидку — $8 тыс. за авто. Александр Репин купил два вагона. Бизнесмен собирался реализовать с «Москвичами» такую же схему торговли в рассрочку, как и с холодильниками. Но вскоре АЗЛК закрыли.
Следующим брендом бизнесмена стал Volvo. В 1996 году он купил в Musa Motors шведское авто, а на ТО приходилось ездить в Москву. Вскоре ездить ему надоело, и он договорился со столичным дилером об открытии в Перми на базе «Сатурна» сервисного центра. На сертификацию центра в Пермь приехали шведы и вопрос о первом импортном дилерстве решился автоматически. От дилерства Volvo Репин избавился в начале нулевых — к тому времени в автосалоне на Подлесной, 47 размещались шоу-румы шведской марки и Renault. Французы предложили бизнесмену построить для их марки новый салон, но он посчитал невыгодным такие вложения и решил развивать один бренд, а дилерство Volvo передал только созданному новому дилеру — «Обухов».
В дальнейшем «Сатурн» открыл автосалоны в тех регионах, где компания торговала бытовой техникой. После того как в 2000 году завод в Липецке приобрели итальянцы из Merloni Elettrodomestici SpA (Indesit, Ariston), они предложили выкупить пермскому дилеру непрофильный актив — центральный городской магазин холодильников. «Поскольку у нас появилась точка сбыта бытовой техники в Липецке, появилась команда, мы открыли и автосалон. Там, куда поставили технику, параллельно появлялись и наши автосалоны» — рассказал Александр Репин.
До недавнего кризиса холдинг имел в портфеле в основном не самые массовые бренды. Однако сейчас «Сатурн-Р» является крупнейшим пермским дилером — в портфеле холдинга 12 брендов. Группа является официальным дилером таких автомобильных брендов, как Nissan, Jeep, Chrysler, Alfa Romeo, Lada, KIA, Renault, Subaru, Suzuki и Audi в Пермском крае (города Пермь и Березники). Также компания продает автомобили в Челябинской области (в городах Челябинск, Миасс, Копейск), в Липецке, Кургане, Нижнем Тагиле.
В нынешний кризис автохолдинг Репина действует на рынке более чем активно. В течение 2016 года компания выкупила дилерские контракты и автосалоны KIA у «Дав Авто» и Nissan у «УралАвтоИмпорта», а также получила дилерство Lada.
Вячеслав Суханов, «Ъ-Пермь», специально для Properm.ru