Взаимосвязей нет? Про туризм, бизнес и природный парк «Пермский»

29 декабря 2017, 14:00
В условиях дефицита «развития туризма» в Пермском крае известие о создании природного парка нарисовало в фантазиях пермяков аналоги природных парков на Южном Урале и в Башкирии. Разбираемся, почему анонсированный природный парк совсем «не про туризм».

Осенью 2017 года было анонсировано, что в состав природного парка войдут 33 особо охраняемых природных территории, которые включают и любимые пермяками памятники природы Каменный город, Усьвинские столбы, Ветлан, Полюд и другие объекты. Только в Положении о создании природного парка «Пермский», уже согласованного Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, про туризм — ни слова.

«На территории природного парка обеспечивается охрана сложного природного комплекса, представляющего экологическое, культурное или рекреационное назначение», — сказано про цели в Положении о создании парка.

— В границы особо охраняемой природной территории входят земли лесного фонда. Природный парк занимает площадь 125 498,0 га и расположен Горнозаводском, Красновишерском, Гремячинском, Чусовском муниципальных районах, Лысьвенском городском округе Пермского края. Территория, занятая природным парком, является особо охраняемой природной территорией регионального значения и образована без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, расположенных в границах территории природного парка.

Статус «особо охраняемой территории»

Потому что труднодоступные участки еще сохранили почти что первозданные природные комплексы и экосистемы. Кстати, на территории природного парка произрастает 37 охраняемых видов растений, из которых 4 вида занесены в Красную книгу Российской Федерации, 9 видов занесены в Красную книгу Пермского края, 23 вида внесены в Приложение к Красной книге Пермского края. Однако техногенная и сельскохозяйственная деятельность, а также активное лесопользование дают мало шансов природе на восстановление ресурсов.

Есть проблемы с техногенным загрязнением территорий: выход кислых шахтных вод Кизеловского угольного бассейна в пределах Усьвинского участка, комплекс источников Первоуральско-Ревдинского промышленного узла (Свердловская область) в бассейне реки Чусовой. А в придачу — туристы, «высокая рекреационная нагрузка» природных объектов в долинах рек Усьва, Чусовая, Вишера.

Что означает особый режим охраны?

Парк будет поделен на зоны особой охраны, рекреационную и хозяйственной деятельности. В зоне особой охраны будет запрещена любая деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природного парка, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Также среди запретов:

  • промысловая охота и рыбалка, любительская охота;
  • промышленный сбор и заготовка дикорастущих плодов, грибов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром;
  • проезд и стоянка автотранспорта;
  • замусоривание территории, захоронение мусора;
  • организация туристских зон со стоянками, установка палаток, разведение костров;
  • строительство зданий, сооружений и линейных объектов, не связанных с обеспечением режима особой охраны территории природного парка, а также размещение новых видов хозяйственной деятельности

Однако здесь можно будет проводить санитарные рубки леса, ограниченную научно-исследовательскую деятельность, организовывать экологические тропы и даже посещать территорию в научных, учебных, познавательных целях по согласованию с дирекцией природного парка.

В рекреационной зоне будет запрещено все то же самое, а в придачу:

  • скалолазание и альпинизм с использованием природных объектов;
  • спортивные мероприятия, связанные с шумовым и химическим загрязнением воздуха (водные гонки, мотогонки, автомобильные гонки и т.п.);
  • размещение новых видов хозяйственной деятельности (за исключением деятельности, связанной с организацией отдыха, проведения культурно-массовых, оздоровительных, просветительских мероприятий, развитием познавательного туризма, информированием населения).

Зато здесь разрешат любительскую и спортивную охоту (с лицензиями), любительскую рыбалку по установленным правилам, места стоянок туристов с палатками и кострами, обустройство площадок для размещения транспортных средств, а также посещение туристами оборудованных маршрутов, экологических троп и смотровых площадок.

К примеру, территория возле озера Кандрыкуль получила статус природного парка, само уникальное озеро является основным объектом охраны и изучения, поблизости обитает краснокнижная флора и фауна. А еще на берегах Кандрыкуля ежегодно отдыхает более 15 тысяч человек. Все начиналось с минимального благоустройства местными властями, банальной уборки мусора и одной лишь турбазы. Сейчас их там — 64.

Бизнес понимает, что это территория, которая привлекается к себе туристов за счет действий региональной власти. Здесь предложение порождает спрос. И на Кандрыкуль, и в Мурадымовское ущелье, и в другие парки туристы едут все равно и в любом случае. В этой ситуации можно управлять процессом, возглавлять его и направлять в правильное экономическое русло. Или закрыть глаза, думать, что ничего не происходить, и ждать, когда сгниют ступеньки на единственной лестнице.

Ветлан, Каменный город и Плакун

Ветлан, Полюд, Каменный город, Усьвинские столбы, Колпаки, водопад Плакун и другие — они есть, но хозяина у них нет. Так же нет инфраструктуры, информации, зато есть горы мусора и броуновское движение туристов.

Пример с камнем Ветлан показателен. После несчастного случая, когда при подъеме по лестнице погибла женщина, сама эта старая лестница была демонтирована. Негласный запрет на подъём. Хотя можно было бы и лестницу отремонтировать, и указатели поставить, что подняться к шикарным видам, показанным в фильме «Хребет Урала», можно с другой стороны, по волшебному лесу (немного дольше, но совершенно безопасно).

Подпишитесь