Posted 15 января 2018, 14:09
Published 15 января 2018, 14:09
Modified 1 марта 2023, 17:04
Updated 1 марта 2023, 17:04
В «пилотном» выпуске «Эволюции Перми» мы говорили про первый исторический центр Перми, который складывался вокруг Егошихинского медеплавильного завода в районе сегодняшнего Разгуляя. Тогда мы уже зацепили кусочек микрорайона, о котором пойдет речь сегодня.
Границы Городских горок проходят по южной дамбе, северной части Бульвара Гагарина, улиц Старцева, Пушкарской, Добролюбова, Тургенева, КИМ, Розалии Землячки, Степана Разина и, наконец, Крупской.
Археологи утверждают, что люди в современном микрорайоне Горки жили с 9 века. В переписной книге Елизарова 1647 года содержатся сведения о деревне Горы, однако массовое заселение этого района произошло только в 19 веке, когда здесь стали селиться мастеровые Мотовилихинского завода.
В отличие от Мотовилихи, окончательно и бесповоротно вошедшей в состав Перми только в 1938 году, Городские Горки хоть и считаются сегодня частью Мотовилихинского района, намного раньше стали восприниматься как «продолжение» именно Перми.
Официально деревня, делившаяся тогда на «большие» и «малые» Горки, вошла в состав города в 1918 году.
До первой половины 1960-х в Городские горки также входила канувшая в Лету деревня Суханки, находившаяся ближе к остановке «Пермская ярмарка». Две улицы деревушки вели по направлению к логу Егошихи.
К числу совсем уж экзотических краеведческих сведений относится тот факт, что с 1928 по 1933 год здесь было оборудовано огромное лётное поле, простиравшееся до современной улицы Лебедева.
Вскоре после начала строительства Рабочего поселка Мотовилихи архитектор школы Баухауз Ханнес Мейер выполнил для института «Гипрогор» проект другого соцгородка — на Горках. Здесь же после слияния Перми с Молотово (Мотовилихой) должен был возникнуть новый центр объединенного города.
По легенде, именно Мейер предсказал рост численности Перми до 1 млн человек в будущем. Принято считать, что осуществлению планов архитектора помешала только война.
Интересно, что проект Мейера предусматривал, помимо всего прочего, создание большого парка на пересечении ул. Ушинского и Крупской. Хотя этим замыслам и не суждено было сбыться, спустя несколько десятилетий, в 1970-е годы территория вокруг все же была засажена редкими плакучими ивами. Сегодня группа пермяков борется за придание скверу официального статуса и наименования «Ивовый сквер».
Нельзя не заметить, что даже сегодня градостроительные решения, предлагавшиеся Мейером и «Гипрогором», выглядят крайне претенциозно и могли бы послужить иллюстрациями к роману-утопии.
Кое-что из задуманного знаменитым архитектором даже успели начать претворять в жизнь: в 1940 году на ул. КИМ, 90 началось строительство нового Дома советов. Здание было возведено до первого этажа, когда грянула Великая Отечественная война. Сегодня на этом месте находится Гимназия №5.
В 1950-е годы активное строительство в микрорайоне всё же началось, но, по понятным причинам, реализовывались совсем не фантастичные проекты мирового уровня, а вполне приземленные планы по обеспечению советских граждан доступным жильем.
В 1958 году по решению Горисполкома возникает улица Дружбы, на месте которой когда-то были картофельные поля. Застроенная вскоре панельными пятиэтажками, она соединила бульвар Гагарина и площадь Дружбы с ул. Комсомольская. Последняя в 1963 году стала называться ул. Тургенева.
Кстати, если говорить о массовой застройке Городских горок в 50–60-е годы, нельзя не отметить, что именно в этом районе, на ул. Студенческая в 1962 году была построена первая в Перми «хрущевка». Чуть раньше открылись для движения Северная и Южная дамбы, что делало микрорайон доступным в транспортном отношении.
В это же время постепенно обретает свой современный вид площадь Дружбы. В 1964 году был введён в эксплуатацию издательско-полиграфический комплекс «Звезда» — угловое здание на улице Крупской, 41.
Возникший в эту эпоху «архитектурный ансамбль» микрорайона в последующие десятилетия лишь дополнялся отдельными, зачастую яркими, деталями. Например, в 1985 году на площади Дружбы (если точнее — на ул. Крупской, 42) был построен первый в Перми 16-этажный жилой комплекс с книжным магазином.
Открытие в 2003 году Средней дамбы значительно улучшило транспортную доступность микрорайона, резко приблизив его к центру Перми. По значимости для транспортной системы города это событие уступило разве что введению в эксплуатацию мостового перехода Чкалова — Стахановская, что было сделано через четыре года.
Сегодня, несмотря на свою ярко выраженную «советскость», Городские горки из-за своей близости одновременно к центру Перми, к старой Мотовилихе и Каме считаются комфортным районом. Да, здесь мало новостроек и крупных торгово-развлекательных комплексов, а дух эпохи «развитого социализма» будет витать здесь еще не одно десятилетие, Горки неизменно привлекают своим пограничным состоянием, нетривиальными маршрутами и возможностью лицезреть почти полный «срез» советской архитектуры за 70 лет.
Материалы предоставлены Государственным архивом Пермского края.
Александр Глушков для Properm.ru