Posted 2 апреля 2018, 10:44
Published 2 апреля 2018, 10:44
Modified 1 марта 2023, 15:45
Updated 1 марта 2023, 15:45
В 2013 году заксобранием Пермского края были внесены изменения в закон «О налогообложении в Пермском крае» — статья 195 дополнена пунктом 5 следующего содержания: «Налоговая ставка в размере 0 процентов устанавливается для организаций в отношении магистральных трубопроводов, входящих в Единую систему газоснабжения».
Что это значит? У Газпрома есть трубопроводы, имущество, которое облагается налогом. Кстати, расходы на содержание труб, их обслуживание и ремонт закладываются в тариф. После 2013 года расходы, заложенные в тариф остались, а налог отменили. Взамен на обещание инвестиций в обекты газовой инфраструктуры и в социальные объекты.
Пермский край в лице бывшего губернатора Виктора Басаргина и ОАО «Газпром» в лице председателя правления Алексея Миллера заключили договор о сотрудничестве между краем и ОАО «Газпром».
Контроль за исполнением условий договора осуществляли зампредседателя правления Газпрома Валерий Голубев и зампредседателя правительства региона Олег Демченко.
Основные условия договора (есть в распоряжении редакции) такие: «Газпром» вкладывает инвестиции в строительство объектов газовой инфраструктуры и в строительство социальных объектов порядка 30 млрд рублей, а край освобождает Газпром от уплаты налога на имущество (трубопроводы). В цифрах — это полмиллиона рублей в год (на 2013 год), которые потерял бюджет региона.
Определенных сроков исполнения условий договора не было, а такой документ признается действующим до окончания исполнения сторонами обязательств.
Обязательств со стороны Пермского края (кроме нулевой ставки налога на имущество в отношении трубопроводов) было порядка 30 пунктов, в том числе отсутствие у потребителей Пермского края задолженности за газ. Кроме того: погашение задолженности краевых учреждений, своевременный пересмотр и утверждение тарифов. Пермский край должен был содействовать в предоставлении «Газпрому» площадок для строительства автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) вблизи якорных потребителей, включать представителей «Газпрома» в состав комиссий по выбору земельных участков для АГНКС. Каким-то образом регион должен был обеспечить «минимально необходимый объем транспортных средств для функционирования АГНКС».
Пермский край должен был оказать содействие «Газпрому» в ограничении арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена; в предоставлении земельных участков для строительства производственных, административно-офисных объектов, в переводе земельных участков в категорию земель промышленности и иного специального назначения под объектами газоснабжения из земель иных категорий.
Обязательства «Газпрома» условно сгруппировать можно так: обязательства общего характера; строительство объектов газификации Пермского края и объектов спортивно-оздоровительного назначения в рамках программы «Газпром-детям»; рассмотрение вопроса о приобретении в собственность газопровода-отвода Очёр-Кудымкар-Купрос.
«Газпром» включил в свою инвестпрограмму:
Также «Газпром» обещал «рассмотреть возможность» (именно такая формулировка):
В 2016 году контрольно-счетная палата (КСП) региона подвела предварительные итоги эффективности предоставления «Газпрому» налоговой льготы. Свой отчет КСП представила депутатам заксобрания Пермского края, и те признали предоставление льготы неэффективной, а договор между краем и «Газпромом» неисполненным.
Во-первых, участие «Газпром» в инвестиционных проектах и программах, предусмотренных договором о сотрудничестве, осуществлялось, исходя из «принципа срочности, возвратности и платности инвестиций, а также при условии, если их доходность будет соответствовать внутрикорпоративным нормам «Газпром». «Следовательно, — приходят к выводу аудиторы КСП, — строительство объектов газификации осуществляется ПАО «Газпром»,в рамках развития собственного бизнеса». Инвестиции есть, но в свои же объекты.
Во-вторых, не все обязательства оказались исполненными (ни по реконструкции и строительству объектов газовой инфраструктуры, ни по строительству социальных объектов).
1. Объекты газовой инфраструктуры
На начало 2016 года инвестиции ПАО «Газпром» (по данным «Газром трансгаз Чайковский») в объекты газоснабжения составили 49,1 млрд рублей (в договоре о сотрудничестве было предусмотрено — 27,3 млрд рублей). «Обязательства ПАО «Газпром» по строительству объектов газификации, предусмотренных в договоре о сотрудничестве, исполняются до настоящего времени и планируются к исполнению на будущий период», — приходят к выводу аудиторы КСП.
2. Социальные объекты
Программой социально-экономического развития Гремячинского муниципального района на 2011–2015 годы было предусмотрено строительство ФОК с бассейном в Гремячинском районе» (исполнитель — администрация района) и ФОК в Гремячинске (исполнитель — ОАО «Газпром»). Строительство ФОК с бассейном не начато в связи с недостаточностью бюджетных средств.
ФОК без бассейна «Газпром» сдал, общая стоимость строительства — 103,3 млн рублей. Заказчиком объекта является ООО «Газпром трансгаз Чайковский», генеральным подрядчиком — ООО «РемСтройРесурс» (Пермь).
ФОК «МЕЧТА» состоит из 2 этажей:
— на 1 этаже находится: охрана, электрощитовая, узел управления сауной, сауна, кабинет администратора, раздевалка мужская, раздевалка женская, спортивный зал;
— на 2 этаже: тренажёрный зал, раздевалка мужская, раздевалка женская, кабинет врача, тренерская, универсальный зал. На территории объекта расположены баскетбольная и универсальная спортплощадки.
Физкультурно-оздоровительный комплекс в Чайковском. На конец 2015 года фактическое финансирование со стороны ПАО «Газпром» составило 19 млн рублей (запланировано 538 млн рублей).
В КСП не была представлена информация, на строительство какого именно ФОК в Чайковском направлены средства «Газпрома». В Программе социально-экономического развития Чайковского муниципального района предусмотрена разработка проектно-сметной документации и строительство ФОК на ул. К. Маркса, 30а. По данным администрации, строительство объекта запланировано на 2021 год при наличии средств местного и краевого бюджетов, при разработке проектно-сметной документации средства «Газпрома» не привлекались.
На проект какого ФОК в Чайковском потрачены средства, аудиторы КСП не поняли. В начале 2018 года появилась информация о том, что «Газпром трансгаз Чайковский» построит новое офисное здание. Обсуждение проекта вызвало бурную реакцию со стороны общественности города.
Из шести мероприятий социального характера, предусмотренных в договоре о сотрудничестве, пять мероприятий «Газпромом» не осуществлены: ФОК в Чайковском, ФОК в Кизеле, ФОК в Березниках, реабилитационный центр, покупка школьных автобусов.
3. Приобретение в собственность газопровода-отвода Очёр-Кудымкар-Купрос
С 2001 по 2010 годы на строительство газопровода потрачено 1,4 млрд рублей из федерального, окружного и краевого бюджетов. По данным реестра государственной собственности Пермского края, балансовая стоимость газопровода составляет 1,4 млрд рублей. С 2006 по 2015 годы из краевого бюджета было направлено 290 млн рублей на пусконаладочные работы.
Заказчиком строительства являлось государственное учреждение «Дирекция строящихся газопроводов «Коми-Пермстройгаз». С 2013 по 2015 годы затраты на техническую эксплуатацию составили 106 млн рублей. Всего бюджетные расходы на газопровод составили — 1, 7 млрд рублей.
В декабре 2015 года состоялись торги по продаже объекта без объявления цены. Покупателем признано ООО «Газпром трансгаз Чайковский». Цена объекта — 3,4 млн рублей.
Газопровод, на который потрачено 1,7 млрд бюджетных рублей был продан ООО «Газпром трансгаз Чайковский» за 3,4 млн рублей. «Газпром» будет использовать имущество для получения прибыли.
Уровень газификации в Пермском крае ниже, чем в РФ в целом, и значительно ниже, чем в Приволжском Федеральном округе. В 2016 году по общему уровню газификации в ПФО Пермский край находился на 11 месте из 14 субъектов. В 2017 году ситуация коренным образом не изменилась. При этом по территории края проходят практически все основные магистральные газопроводы страны.
Пермский край значительно отстаёт от регионов-конкурентов по уровню газификации сельской местности:
К основным проблемам в сфере обеспечения надежного газоснабжения и развития газификации относятся:
По данным КСП на 2016 год, ряд обязательств ОАО «Газпром» по строительству межпоселковых газопроводов и распределительных газопроводов не выполнялись. Нарушены сроки строительства четырех межпоселковых газопроводов. И в 2016 году распределительные газопроводы в селе Дуброво Еловского района, селе Кашка Куединского района, селе Нижний Сып Уинского района, деревне Редькино Октябрьского района — не могли быть введены в эксплуатацию. Фактические показатели результативности по данным объектам «нулевые». Бюджетные средства в общей сумме 59,5 млн рублей использованы неэффективно.
Новые отношения
По данным Properm.ru, нового соглашения с «Газпромом» не будет, продлять старое руководство Пермского края также не планирует, потому что опыт договора 2013 года показал неэффективность такого подхода.
Как сообщили Properm.ru в правительстве Пермского края, с «Газпромом» новое руководство края договорилось принципиально о двух вещах: синхронизации программы газицификации (краевой и «Газпрома») и полной корректировке схемы газификации региона. «Газпром» профинансирует разработку нового документа, прежняя схема была принята в 2012 году и давно потеряла актуальность.
Пока не разработана новая программа газификации, процесс идет в два этапа: первый — исполнение обязательств перед жителями, взятыми властями в предыдущие годы, второй — строительство «Газпромом» магистральных газопроводов, а краем распределительных сетей «до фасада», льготное кредитование населения (многим семьям сложно найти на установку и подключение газового оборудования порядка 100 тыс. рублей).
На первом этапе получат газ порядка 8 тысяч домовладений, свыше 24 тыс. человек, будут газифицированы 43 населенных пункта, построено 679 км газопроводов. В 2018 году начнется формирование второго этапа программы газификации Пермского края, куда будут включены новые территории.