— Как вы оказались в Финляндии?
— Я училась на магистра компьютерной лингвистики в Высшей школе экономики в Москве и моим научным руководителем был человек, который в «вышке» не работает, но занимается разными проектами. Он работает в университете в Хельсинки, поэтому когда я закончила магистратуру, он предложил поработать в Хельсинском университете. Я согласилась. Это было год назад. До 31 августа я здесь работаю, а потом вернусь.
— Чем вы занимаетесь в университете?
— Я извлекаю устойчивые словосочетания русского языка. Мы сейчас делаем сайт, где пользователь сможет вводить одно или два слова, и находить устойчивое сочетание к нему в два клика. Например, если вводить слово «железный», то сайт предложит ему несколько вариантов: дорога, хватка и другое.
— Ваши первые впечатления от страны?
— Когда я приехала в Финляндию, проблема была не в языке, а в бюрократии. Возможно, это проблема любой страны. И нам, россиянам, бюрократия везде кажется негуманной. Но финская хуже некуда. Основная разница заключается в том, что когда вы приходите к госслужащей с просьбой решить какую-то проблему, она будет, мило улыбаясь, говорить, что это невозможно. И пять раз вам это повторит. Если в России еще можно как-то договориться, я сейчас не про взятку говорю, а более человеческое отношение. Здесь ты будешь упрашивать, и этот прием не сработает. Ты будешь плакать под порогом очередного кабинета, а всем будет наплевать.
— В России многие инстанции уже давно перешли на электронный документооборот.
— Тут бумаги в электронном виде, наверное, тоже есть. Но различные ведомства даже счета присылают в бумажном виде, в конвертах. И такие уведомления приходят каждому. Органы власти будут знать твой электронный адрес, а отправлять все будут в конвертах — так положено.
Мне надо было оформить счет в банке, получить карту, и отдельно получить разрешение с этой карты, чтобы расплачиваться ею в интернете, так как я не являюсь гражданкой этой страны и ограничена в правах. Для этого нужно было еще зарегистрироваться в магистрате, подписать договор в университете, предоставить на работу номер счета, чтобы перечислили первую зарплату. И для того, чтобы мне выдали зарплату чеком, который я потом должна обналичить в банке, мне пришлось обивать пороги. Это была бесконечная череда кабинетов и инстанций. 40 дней минимум заняло. Во многих кабинетах, где не было очередей, ты быстро все оформлял, но тебе отвечали, что результаты вышлют, а значит, они придут только через две недели.
— Как финны относятся к русским?
— В Финляндии Россию любят. Любой финский дедушка, с которым вы вдруг столкнетесь, обязательно расскажет, что он, либо его друг в свое время работал на какой-нибудь стройке в Советском Союзе, и какие у них прекрасные отношения сохранились до сих пор. Ко мне приходили из жилищного управления проверить вентиляцию и сразу бодро начали разговор с вопроса: «Здесь говорят по-русски?»
— Может, это как-то связано с тем, что Финляндия была частью Российской империи.
— Похоже, да. Финны любят эту часть своей истории, поэтому в разных местах развешивают портреты русских царей. Когда мы приезжали в маленький городок Таммисаари, экскурсовод с восторгом рассказывала, как в этом городе в таком-то году в карете проезжала императрица Мария Федоровна и даже что-то купила в местном магазине. И она с таким придыханием об этом говорила.
— Русских много в Финляндии?
— Официальных данных, подтверждающих это, нет. Но не было еще ни одного дня, когда бы я шла с работы и не слышала русскую речь. Правда, в половине случаев это были туристы.
— Чем занимаются русские в Финляндии?
— Обычно русские в Хельсинки собираются в одном месте — на интеллектуальную игру «Мозгобойня». Всего их собирается около тысячи человек. В моей команде, в основном, играют люди старше 40 лет. Все они семейные — с детьми, внуками. Им здесь все нравится. Порой складывается ощущение, что Финляндия — страна семейных людей.
— Поэтому в Финляндии своя собственная система образования?
— Их школы — на самом деле что-то уникальное. Как известно, в Финляндии в 70-е годы была большая реформа образования. После чего они стали больше времени уделять практическим навыкам и делать большой упор на изучение языков. Выпустившись из финской школы, можно знать пять языков, но не знать наук, так как здесь считают, что науки — это дело колледжей и университетов. Финны изучают информатику и предметы, связанные с жизненными навыками. Они не разделяют классы и школы на сильные и слабые. Но специализированные школы в этой стране есть. Например, в школе при Академии Сибелиуса больший упор делается на искусства.
— В Финляндии многие изучают русский язык?
— Я не знаю, так как кафедра у нас небольшая, и на ней учится много русских, которые хотят получить европейское образование.
— Как иностранцам оказывается медицинская помощь?
— С этим проблем нет. Так как я приехала в страну на год, то местная система здравоохранения на меня не распространялась. Мне, конечно, могли оформить страховку для временно проживающих, которая изначально расчитана на тех, кто официально не трудоустроен, или участвует во временных международных грантах. В этом случае на медпомощь вычитается в месяц от 10 до 15% из гранта — примерно, 200 евро. У меня оформлена обычная туристическая страховка, которая покрывает стоимость лечения в случае, если потребуется неотложная медицинская помощь. Но с ней на прием к терапевту не сходить.
— Какие цены на недвижимость и продукты в Финляндии?
— Продукты здесь стоят дороже, чем в России. Исключение составляет молочная продукция, которая очень дешевая. И если исхитриться, то килограмм мороженого можно купить за 120 рублей. В месяц на продукты можно потратить 175 евро — это если совсем экономить. В Финляндии есть дешевая сеть магазинов «Лидл», аналог нашей «Пятерочки». Однако жилье в Финляндии дорогое. Поэтому и стипендии, и зарплаты здесь высокие.
— Как местные власти решают проблемы с жильем?
— Мои русские друзья, все более или менее обеспеченные люди, скорее думают о том, как бы поднакопить, продать машину и переехать в большой дом в хорошем районе. А народ попроще годами снимает жилье.
— Как можно получить вид на жительство в Финляндии?
— Для этого надо иметь приглашение от кого-то из Финляндии, кто даст гарантию, что вы едете сюда не просто так, а на определенное место.
— Доценты, кандидаты наук получают в Перми небольшие зарплаты. В Финляндии ситуация та же?
— Если считать не по курсу рубля, а по продуктовой корзине, то здесь молодые ученые зарабатывают, как минимум, 50 тыс. рублей. И это касается только Хельсинки. В провинциальных городах зарплаты совсем другие.
— В Финляндии наука больше ценится, чем у нас?
— Это сложный вопрос потому что сейчас к власти пришло неоконсервативное правительство, которое считает, что наука им не нужна. Поэтому в университетах начались сокращения. В первую очередь, сократили административный аппарат. Урезали так, что когда я приехала, никто не знал, что со мной делать, так как ответственного человека не было. Тут одно время были проблемы — люди выходили на протесты, забастовки за повышение зарплат. Не сказать, что здесь все безоблачно и прекрасно. Но если ты ученый, это гарантирует тебе жизнь, а не существование, как в России.
— Безработица в Финляндии есть?
— Я не знаю ничего насчет безработицы. В Финляндии нет бомжей. Все бездомные в Хельсинки за последние годы получили социальное жилье. Им выплачивается какое-то минимальное пособие — 300 евро. Но помимо бомжующих финских граждан есть еще огромное количество финских не граждан, которые живут в стране нелегально. И много беженцев. Некоторые из них подрабатывают, раздают газеты — то есть худо-бедно трудоустроены.
— Как финны проводят свой досуг?
— Это достаточно сложный вопрос. Например, по воскресеньям тут ничто не работает. Многие магазины открываются в 12, а закрываются уже в пять часов вечера. Финны — домоседы. Они сидят дома, в саунах, в рестораны по воскресеньям практически не ходят. И сауны есть в каждом доме. Если квартира без сауны, то она сдается гораздо дешевле. Я вот снимаю квартиру в центре задешево, так как дом старый и не оборудован сауной.
— А кинотеатры, театры?
— Стоимость билета в кинотеатры не зависит от времени суток — это стабильные 13 евро. Кинотеатров здесь немного, как в Перми. Есть один кинотеатр, наподобие нашего «Премьера», где показывают ретроспективы. В кинотеатрах нет дубляжа — все они снабжены финскими и шведскими субтитрами, так как шведов здесь 10% населения. Для них продублированы указатели на улицах и состав продуктов.
— Музеи?
— Тут достаточно хорошие музеи. Есть музей современного искусства «Киасма», где сейчас идет выставка русского художника Владислава Мамышева-Монро. Некоторые музеи выглядят современно. Мне нравится музей естествознания, где можно посмотреть на скелеты динозавров и всяких жуков. Здесь можно зайти в комнату, которая оформлена, как стандартная кухня, открыть шкафчики и в каждом из них увидеть макет таракана в 20 см. Или пойти в краеведческий музей, который располагается в прекрасном замке в стиле модерн, и купить реплику средневекового кольца или стеклянные бусинки точно такие же, какие скандинавские ремесленники делали пять веков назад
— Как известно, Финляндия — страна тяжелого «рока».
— Да, но «рок» не играет в кафе и магазинах. Там чаще всего включают «поп» или «рэп». Пожилые коллективы здесь играют что-нибудь около блюзового «рока», «рокенрольное», как призраки 70-х, что сразу напоминает о фильмах великого местного режиссера Аки Каурисмяки.
— Российские группы приезжают?
— В мае был фестиваль и на него приезжали россияне. Но на их выступления приходили, в основном, русские. Местные о русской музыке просто ничего не знают.
— Какие у финнов стереотипы?
— Есть анекдоты про горячих финских парней, и это все чистая правда. Финны очень медлительны. Еще финны очень любят лакрицу и могут есть с ней есть все, что угодно. Больше всего они любят соленую лакрицу салмиакки, которая готовится не с поваренной солью, а с солью аммония. И когда ты ешь салмиакки, то это своего рода тест, течет ли в твоих жилах финно-угорская кровь.
— Какой климат в Финляндии?
—В ноябре в Финляндии начинается зима: холодина, серость, море шумит. Меня предупреждали, что в это время года здесь депрессивно. Но я не думала, что настолько. Я так подавленно себя в жизни не чувствовала. Финны уже привыкли к этому климату — но зимой все равно стараются съездить на юг. Веселее становится где-то в феврале, когда море замерзает. По замерзшему морю они катаются на коньках. Любовь к жизни возвращается.