Для тех, кто, может быть, не помнит: новое здание Коми-Пермяцкого национального окружного драматического театра начали строить в еще в 1997 году, сдали в январе 2014 года. Общая сумма затрат составила больше миллиарда рублей. Контрольно-счетная палата Пермского края признала весь миллиард неэффективно потраченным, а сумма нарушений и ущерба краевому бюджету составила больше 50 млн рублей.
В Коми-округе нет других таких роскошных зданий. «Как же у вас красиво», — честно говорю директору театра, встретившему нас в фойе. «Да, у нас хорошо», — отвечает Анатолий Четин почему-то очень грустно.
— Я последний раз писала про театр, когда его ещё строили.
— И до сих пор строим, — комментирует Анатолий Четин.
— А что ещё? Какие-то строительно-технические недоделки?
— Не знаю, стоит ли об этом писать, — говорит Четин, — театр строили три депутата, более 20 субподрядных организаций, и уголовные дела были, и нецелевое использование средств. Но теперь мы, дирекция театра, за все отвечаем, а ведь нам по сути ничего не передали: ни акты, ни сертификаты, почти никакой документации. В январе 2019 года будет пять лет, как мы работаем в этом здании, и все пять лет мы занимаемся поиском документов, поставщиков, связываемся с производителями дверей и мебели.
— Претензии документального характера?
— Да, у нас суды идут с пожарными до сих пор, наш учредитель (министерство культуры Пермского края) в курсе. Ежегодные штрафы, вот и перед этим Новым годом не обошлось без них.
— А штрафы большие?
— Большие. В начале 2018 года было 150 тыс. рублей, сейчас меня оштрафовали ещё на 150 тыс. рублей как физическое лицо. И вот — снова штраф. Мы эти штрафы выплачиваем из внебюджетных, привлеченных средств. Понятно, что пожарные просто выполняют свою работу, но иногда обидно очень, потому что нашей вины нет никакой. Нам нужен хороший юрист, ищем сейчас его.
— Приведите, пожалуйста, примеры нарушений.
— Двери туалетов на два сантиметра уже, чем требуется, лестничные пролеты не тех размеров. Даже категория рисков здания у нас не та, но чтобы это доказать, надо сделать экспертизу, а это 480 тыс. рублей. И вот конечно, обидно получается: те, кто заказывал и не контролировал, те, кто строил как попало, остаются в стороне, с них взятки гладки, а театр сейчас за всё отвечает.
Хорошо, что наш учредитель относится с пониманием, спасибо министру культуры края Вячеславу Торчинскому, он поддерживает нас. В год театра мы надеемся на субсидии, все документы уже оформили, заявки подали. Кроме проблем, которые оставили строители, нам уже надо менять коммуникационные сети (гнилые трубы, видимо, поставили при строительстве), все выходит из строя, а мы должны за свой счет восстанавливать.
— Со строителей и поставщиков, конечно, ничего не взыскать.
— Театр строили 15 лет три депутата: один депутат построил, деньги закончились, потом второй депутат, потом третий, Андрей Марков, этот объявлен в розыск (экс-депутат Заксобрания Пермского края подозревается в крупном мошенничестве, предположительно скрывается в Черногории — Properm.ru). 1,2 млрд рублей потрачено при изначальной оценке в 375 млн рублей (это если бы вовремя построили). А еще штрафы, «подарки» эти к Новому году…
— Давайте к приятному, к вашим наградам, победам. В 2018 году вы, говорят, особенно отличились?
— В 2018 году мы работали на международном фестивале имени Платонова в Воронеже, отыграли два спектакля, они прошли на ура, были очень тепло приняты. Во Владимире спектакль «С любимыми не расставайтесь» получил Шапку Мономаха, признан лучшим. И на «Золотую маску» направили три спектакля, один из которых, «Чёрный монах», стал номинантом. 18 и 19 марта будем работать на сцене театра имени Маяковского. Получим — не получим «Золотую маску» — неизвестно, но то, что мы номинанты — это уже признание театра на российском уровне.
— Сколько сейчас сотрудников в театре? Сколько актёров?
— В штате театра 152 человека, из них 41 актер, вакансии есть, нужен балетмейстер и еще три артиста. У нас очень много молодёжи. Нас выручают целевые национальные Коми-Пермяцкие студии.
— Что это?
— Это целевой набор в высшие театральные вузы за бюджетный счет. Будущие артисты получают образование за счет бюджета, а потом обязаны отработать определенное количество лет в нашем театре. Уже было восемь целевых студий. Девять студентов последней студии закончили академию в Санкт-Петербурге, все вернулись в Коми-Пермяцкий округ, все работают в нашем театре. Все четыре года из бюджета региона им платили стипендии, а когда они вернулись, то получили служебные квартиры, девять квартир (они на балансе театра).
— Каково текущее содержание театра в год?
— В основном, коммунальные расходы — около 5 млн рублей в год. Плюс очень высокие налоги, так как театр новый, балансовая стоимость высокая, земельный и имущественный налоги — почти 20 млн рублей в год. С каждым годом налог становится меньше. Мы приобрели свето-звуковой аппаратуры почти на 147 млн рублей. Нам не стыдно приглашать любой коллектив уровня России, у нас работали уже Константин Райкин, театр Петра Фоменко. В месяц у нас проходит 25–30 мероприятий, это и спектакли, и мероприятия краевого и окружного уровня.
— Говорят, на новогодние детские представления очень быстро закончились билеты.
— Да, у нас в репертуаре два детских спектакля на сегодняшний день. Театр один в округе, поэтому мы для всех работаем, и для взрослых, и для маленьких. В конце осени 2018 года на 12 спектаклей «Старый башмак» были проданы все билеты, после 15 января ещё дополнительно поставили спектакль. Сейчас на большой сцене (300 мест) у нас идут 18 спектаклей плюс на малой сцене, экспериментальной (62 места), пять спектаклей. Из этих 23 спектаклей семь — на коми-пермяцком языке, с синхронным переводом на русский.
— Куда на гастроли вы ездили, куда поедете?
— В 2018 году мы работали в Перми, впервые на сцене Театра-Театра, ездили в Удмуртию. В 2019 году заявились на несколько фестивалей, планируем гастроли в Перми, выступим как номинанты на «Золотой Маске» в Москве. Если всё будет нормально, планируем в Нижний Новгород поехать, на всероссийский фестиваль «Весёлая коза». Кроме этого, мы по государственному заданию должны обслужить семь районов Пермского края. Мы, конечно, стараемся в районы округа выезжать, в Кочево, Косу, Гайны, Юрлу, там играть в местных клубах. На этом мы ничего не зарабатываем. Но ездим.
— Кого бы пригласили к себе?
— У нас очень театральный округ, всегда полные залы, но очень большие театры нам не пригласить, инфраструктуры нет, гостиница всего на 46 мест, есть маленькие частные гостиницы, но их немного. Чтобы привезти-увезти декорации, нужен транспорт, самолет, поезд, у нас нет железной дороги или аэропорта. А вот малые коллективы приглашать мы можем. В этом году мы провели межнациональный театральный фестиваль «Сообщение», это фестиваль муниципальных театров Пермского края. На очень хорошем уровне все прошло. И мы планируем фестиваль такого уровня проводить ежегодно, приглашая театры из России. Например, хотели бы пригласить театр из Новокуйбышевска, какой-нибудь музыкальный коллектив из Удмуртии, республики Коми, республики Марий Эл. Хотим в октябре 2019 года провести такой фестиваль.
А вообще мы приглашаем очень много режиссёров и художников, ансамбли, чтобы не вариться в собственном соку, чтобы новое, интересное. Сейчас поставили «Потерял слепой дуду» по повести Александра Григоренко, режиссёр приглашенный, из Ханты-Мансийска, в спектакле занято почти 40 человек: артисты, дети, ансамбль.
— Есть у театра спонсоры, которые помогают?
— К сожалению, совсем небольшие вливания. В округе нет крупной промышленности, инвесторов.
— Сотрудничаете ли вы с некоммерческими организациями?
— очень тесно. Одной из них предоставили сцену театра для концерта — они выиграли президентский грант по записи коми-пермяцких песен в современной обработке. При театре есть студия «Лики», в которой занимаются дети, а преподают им актерское мастерство, речь и прочие дисциплины наши артисты. Дети у нас заняты в некоторых спектаклях, всегда работают на общероссийских праздниках. В этом году двое выпускников студии поступили в театральные вузы. Вообще в нашем театре очень много молодежи.
— Принимаете участие в каких-то конкурсах, грантах?
— Последний грант мы получили на постановку пьесы нашей актрисы, спектакль поставили на коми-пермяцком языке.
— Каких премьер ждать в 2019 году?
— У нас должно быть шесть премьер в год, обязательно постановки для детей и на коми-пермяцком языке. Мы прекрасно справляемся с этим госзаданием. В 2019 году ко дню театра будет премьера по пьесе Жана-Батиста Мольера «Скупой», постановкой занимается главный режиссер нашего театра Сергей Андреев. В марте 2019 года впервые в нашем театре режиссер из Барнаула Ирина Астафьева (она занимается проектами на малой сцене) устроит театральный квест. В мае — музыкальный водевиль «Князь Таврический», на его постановку приглашен режиссер из Москвы. В сентябре сезон откроем «Капитанской дочкой» Александра Пушкина, ставить спектакль будет Вера Попова, которая поставила «Чёрного монаха». В сентябре же у нас будет «Пошехонская старина» Михаила Салтыкова-Щедрина, режиссер также приглашен из Москвы. В октябре будет спектакль на коми-пермяцком языке. В декабре новогодний спектакль для детей «Летучий корабль», режиссер приглашен из Нижнего Новгорода. Ждем насыщенного года и готовимся к юбилею. В 2020 году Коми-Пермяцкому национальному театру исполнится 90 лет.
Фото: Кирилл Козлов для Properm.ru