— Когда и как ты попал в этот бизнес?
— Я с 2014 года занимаюсь сельским хозяйством: индюки, бройлеры, сейчас завезли коз. Но денег всегда было мало. Поэтому сначала подрабатывал в магазине грузчиком. Потом магазин этот закрыли, меня сократили, начал искать новое место для подработки.
В начале этой весны я пришел искать работу в редакцию местной газеты. Там была вакансия только менеджера по рекламе. Я пробовать не стал, мне эта работа не нравится, поскольку считаю ее женской. Вышел из офиса, стою, курю, смотрю рядом салон ритуальных услуг. Решил зайти к ним, и, как оказалось не зря.
— Что входит в твои трудовые обязанности?
— Каждый день по-разному. Мы устанавливаем памятники, копаем могилы, выезжаем на эвакуацию забирать трупы. Обычно все понятно с утра. В зависимости от вида работ, надеваем робу, прыгаем либо в катафалк, либо в газель. Иногда бывает, удается пообедать, но чаще нет.
— Как твои родственники относятся к такой профессии?
— Бабушка и мама в шоке, а вот дед сказал, что без денег точно не останусь — люди умирали и будут умирать. Девушка моя немного боится и переживает, но думаю, что скоро привыкнет.
— Сколько ты зарабатываешь?
— Работа тут сдельная, поэтому зарплата «скачет», но по меркам нашего города, я получаю нормально: за установку столика и лавочки нам платят 400 рублей, выкопать могилу — 2,5 тыс. рублей. Обычно работаешь с напарником, поэтому все делится на двоих. Так за первые две недели мая я заработал 30 тыс. рублей, но так у нас получают не всегда. Просто, сейчас «разгар сезона».
— Сколько нужно времени, чтобы выкопать могилу?
— От 3 до 6 часов. Смотря какой грунт.
— А зимой больше платят?
— Нет, также.
— На что тратишь деньги?
— Вкусная еда, девушка. Еще немного откладываю на отпуск, зимой рванем куда-нибудь.
— Вы пьете на работе?
— Нет, с этим строго. Наша контора считается лучшей в городе. Поэтому нужно держать марку.
— Приходилось ссориться с «заказчиками»?
— Нет, мы люди неконфликтные и понимаем, что у людей горе. Даже когда они начинают «капать» на мозги и указывать, как делать нашу работу.
— Каково это, каждый день сталкиваться со смертью?
— Нормально. Я недавно сам умирал ненадолго — была остановка сердца, откачали. Теперь на жизнь смотрю немного иначе. Меня поэтому и взяли на работу. Потому что я рассказал, свою историю.
— С чем самым жутким приходилось сталкиваться на работе?
— Однажды мы забирали в морг бабку, которая пролежала в ванной около четырех дней. Воды почему-то не было, а вот под ее спиной уже ползали опарыши. В квартиру было просто невозможно зайти — дышать нечем.
— И как вы справились?
— А что делать, терпишь и грузишь все в мешок. Когда уже невозможно — блюешь и идешь снова работать.
— У вас большая «текучка» кадров?
— Нет. Я пришел позже всех. Некоторые работают уже три года. У нас в городе работать негде, а тут стабильный доход. Поэтому парни за работу держатся.
— Для кого чаще всего приходится выкапывать могилы?
— Для стариков. К счастью, молодежи мало.
— А из-за чего погибает молодежь?
— Все банально: аварии, суицид и алкоголь.
— У вас есть какие-нибудь профессиональные шутки? Делаете фото?
— Ну, про смерть мы шутим регулярно. Не так давно спрашивали у начальства про корпоративную скидку в случае чего. А фотографируем в основном красивые памятники.
— Зачем ты публикуешь в своем Instagram фотографии выкопанных могил и установленных надгробий?
— В Instagram я выкладываю свою жизнь, а это тоже часть моей жизни. Я не вижу в этом ничего такого. Раньше мертвых индюков публиковал, когда работал мясником. Надо быть проще, вот и всё.
— Что в твоей работе самое сложное, и что ты любишь делать больше всего?
— Иногда приходится просыпаться в 3:00 часа и ехать на эвакуацию трупа, хотя домой вернулся только в 23:00. Из-за этого постоянно чувствую усталость, выходных очень мало, а нравится мне еловые веточки кидать из машины во время похорон — пахнет приятно.
— Из-за чего ты можешь бросить эту работу?
— Наверное, это ссора в коллективе, ведь с коллегами ты проводишь почти весь день, знаешь про них почти все: прошлое, настоящее и планы на будущее. Ну, и если платить станут меньше.