Иллюзии, монстры и харизматичный злодей. Рецензия на фильм «Человек-паук: Вдали от дома»

6 июля 2019, 14:47
Спойлеры: есть | Рейтинг: смотреть | 12+ В российский прокат вышел первый фильм Marvel эпохи постмстителей, в котором Человек-паук отправляется в евротур и очень грустит по Тони Старку. Кинокритик Николай Гостюхин считает, что «Вдали от дома» не только удалось сохранить очарование камерной истории вечно сомневающегося Питера Паркера, но и впервые за долгое время снабдить марвеловский кинокомикс харизматичным антагонистом.

Питер Паркер (Том Холланд), как и весь мир, грустит по Тони Старку (Роберт Дауни младший) и пытается встроиться в новый мир, в котором его и половины населения Земли не было пять лет. Чтобы как-то встряхнуться Питер вместе с классом отправляется в евротур. Но отдохнуть у «дружелюбного соседа» не получится, потому что из параллельного мира появились странные монстры и аквариумоголовый Квентин Бек/Мистерио (Джейк Джилленхол). Вдобавок к этому Питер никак не может понять, чего на самом деле хочет, быть супергероем или встречаться с ЭмДжей (Зендея).

Сюжет «Вдали от дома» продолжает арку «Финала» и стартует практически с места в карьер. После внезапного появления половины землян после пятилетнего отсутствия, многие пытаются привыкнуть к новому существованию и найти своё место в новом мире. Этот мотив становится центральным в фильме. Питер не исключение. Как многие другие возникшие из ниоткуда жители он оказался в ситуации, когда его появления никто не ожидал. Вдобавок к этому по всему миру разбросаны граффити с Тони Старком, усугубляющие и без того депрессивный настрой.

К счастью, режиссёр картины Джон Уоттс снимает кино не про Мстителей, а всё-таки про Человека-паука и его школьные годы. Поэтому долго грустить по безвременно почившему Тони Старку не придётся. И в этом смысле фильм больше похож на привычный летний блокбастер (первые сборы только подтверждают этот тезис) или скорее даже на разгрузку после непростого во всех смыслах «Финала». Вот, например, Ник Фьюри (Сэмюэль Л. Джексон) звонит Питеру, чтобы предложить новое задание, но он его просто сбрасывает, потому что хочет отдохнуть. Сверхсерьёзный градус происходящего, которым были наполнены все предыдущие фильмы о Мстителях здесь понижается практически до нуля под натиском харизмы Тома Холланда, Зендеи и Джейкоба Баталона (играет роль Нэда, лучшего друга Питера).

Отпуск — это то, чего не хватало всем супергероям. И режиссёр, воспользовавшись вынужденной паузой после «Финала», отправляет всю марвеловскую героику на перезагрузку. Человек-паук теперь должен выдохнуть и понять, кто он и что ему на самом деле нужно. Кстати, примерно с таким же кризисом столкнулись все «взрослые» супергерои после победы над Таносом.

Поэтому авторы отправляют героя в путешествие. Путь, как метафора поиска в когда-то родном мире, который за пять лет успел стать чужим. Человек-паук, когда-то живший в тени фигуры своего дяди, стараниями сценаристов прошлой части стал протеже Железного человека. А в этой части мы отчётливо видим, что Питер становится его полноправным преемником. И вот уже звучит знакомая мелодия «Back in Black» AC/DC.

Оказавшись вдали от дома герой никак не может отделаться от иллюзий спокойной жизни при статусе супергероя. Такова уж его участь. Если в предыдущей дилогии с Эндрю Гарфилдом авторы практически сразу наполняли жизнь героя набором комплексов и личных трагедий, то новая серия похоже только готовит Человека-паука к будущим жертвам. Фильмы про «дружелюбного соседа» вообще всегда отличались трагичностью и своими злодеями. Например, в серии Уоттса уже во второй раз сценаристы находят способ привлечь серьёзного актёра. В прошлой части злодеем был обычный прораб, которого обманули с контрактом, впоследствии ставший Стервятником (Майкл Китон). А теперь в антагонистах обиженные работники компании Старка, лидером которых становится Квентин Бек. Магнетический бородач Джилленхол прожигает экран своей харизмой, а уж когда надевает очки Старка так и вовсе хочется, чтобы именно он встал во главе Мстителей. Но в мире Человека-паука не стоит доверять первому впечатлению, это иллюзия.

«Вдали от дома», как ворох иллюзий Человека-паука: о собственной свободе, о счастливых отношениях с ЭмДжей, о собственном безмятежном взрослении. Серия, как и сами актёры, взрослеет и Marvel, понимая это, расширяет границы дозволенного. Да у фильма рейтинг 12+, но он про любой кризис в жизни любого человека, про веру в иллюзии, вместо того, чтобы верить собственным ощущениям.

#Видео #Спецпроекты #Афиша #Рецензия
Подпишитесь