Напомним, речь идет о том, что если строительная фирма желает построить многоэтажный жилой дом на участке, где высотная застройка запрещена, город может сделать «поблажку». При одном «небольшом» условии — если компания-инвестор, за свой счет, возведет, и передаст в муниципальную собственность необходимый Перми социальный объект, например, детский сад или школу.
Имеется и другой вариант, когда инвестор попросту оплачивает муниципальную стройку от проектирования, до сдачи под ключ в таком случае он имеет возможность сначала сделать единовременную выплату или внести 20% от стоимости проекта. После введения здания в строй выплачивается остаток суммы. Как поясняют специалисты, если исходить из нормативов градостроительного проектирования и стоимости одного места в учреждении образования (она утверждена приказом федерального Минстроя), сумма капиталовложений рассчитывается из цены 1 кв.м возводимого инвестором жилья. Сегодня это — около 3 тыс. 950 рублей.
Собственно говоря, застройщикам деваться некуда. Но вот здесь как раз и возникают главные вопросы. Делались ли прогнозы, хотя бы приблизительные, об ожидаемой активности застройщиков, желающих поработать по новым правилам «в связке» с муниципалитетом? За какое время, в таком случае, Пермь получит необходимое городу количество мест в детских садах и школах? И что ожидает инвесторов, которые придут в мэрию со своим предложением, к тому времени, если дефицита с местами уже не станет (а ведь хочется верить, что когда-нибудь это произойдет)?
По информации мэрии, к концу 2019 года, по уже заключенным с застройщиками пяти соглашениям, размер капиталовложений составляет 1,5 млрд рублей. Это 1 тыс. 225 мест в школах, и 770 — в детских садах. По словам вице-мэра Ольги Немировой, «интерес со стороны застройщиков наблюдается немалый, ряд из них уже подтвердили свою готовность начать сотрудничество при наличии документа, принятого гордумой». При этом сегодня дефицит мест в образовательных учреждениях существует в каждом районе, и крупных жилых массивах, за исключением, разве что, отдаленного микрорайона Крым.
— Мы не перекладываем на застройщиков обязанности муниципалитета в полном объеме, — пояснила Ольга Немирова. — Мы сейчас говорим о том, что это будет привлечение именно дополнительных средств. Объем денег, которые необходимо направить на создание сети муниципальных образовательных учреждений, отражен в ПКР (программе комплексного развития — Properm.ru).
Впрочем, если посмотреть в паспорт «Программы комплексного развития социальной инфраструктуры Перми» на 2018 — 2022 годы, можно обнаружить, что к завершению этой пятилетки город планирует построить или купить за счет бюджетных денег пять школьных и восемь детсадовских зданий. Общая сумма бюджетного финансирования по программе — 5 млрд 940 млн рублей. Это немного, учитывая, что не все эти деньги пойдут в сферу образования, часть предназначена для строительства спортивных сооружений и площадок. По оценкам разработчиков, даже в случае успешного исполнения программы, к 2023 году город сможет обеспечить местами в садиках только 95% детей в возрасте от трех до восьми лет. Это любопытно, отчасти, потому, что на момент разработки ПКР (2017 год), «действующая сеть учреждений дошкольного образования обеспечивала потребности в местах для детей в возрасте от 3 до 8 лет на 100%». Видимо, сокращение мест, несмотря на новое строительство, с одной стороны, связано с небольшим увеличением рождаемости, с другой — значительным износом почти половины детсадовских зданий, построенных в 1950–1990 годы, а это означает, что часть из них в недалеком будущем попросту придется закрыть.
Кроме того, планируется, что ко времени завершения программы лишь 70% школьников смогут учиться в первую смену. Со школами — та же история, что и с детсадами. Большая их часть построена в 1950–1970 годы, поэтому в 2017 более чем 43% школьных зданий были изношены более чем на 60%.
Взаимодействие с частными застройщиками, в принципе, городу не помешает. Но создается впечатление, что полной ясности в этой теме у городских чиновников все-таки нет, что уже в ближайшие год-два может привести к «недоразумениям» в отношениях со строительными фирмами. Конечно, определенные расчеты существуют, но, судя по всему, они носят весьма приблизительный характер.
Общаясь с пермскими думцами, прояснить этот вопрос попытался глава Перми Дмитрий Самойлов. Правда, он назвал несколько другие планируемые объемы строительства за счет бюджета, видимо, исходя из увеличенных сумм краевого и федерального финансирования.
— Если считать на сегодняшний день детей ясельного возраста, младенцев в городе ежегодно рождается около 15 тыс., — отметил мэр. — Обеспеченность ясельными местами — крайне низка. Я не могу назвать точную цифру, каков дефицит. Но, с учетом помощи из других уровней бюджета, мы понимаем, что за ближайшие 3–4 года город получит 7–8 новых детских садов. Каждый в среднем на 250 мест, то есть, в целом, примерно 2 тыс. Притом сегодня, по уже действующим соглашениям с застройщиками, получаем еще 750–770 детсадовских мест. Это почти половина от того, что мы построим за счет бюджетных средств. Все-таки, это весомый вклад.
Что касается школ, мы понимаем, что наша задача, — довести до оптимальной цифры их посещаемость во вторую смену. Сколько это? Городской департамент образования считает — 20–25%, это позволяет нормально выстроить учебный процесс. Для этого нужно создать в ближайшие годы 12–13 тыс. новых школьных мест.
В качестве примера Дмитрий Самойлов напомнил, что в рамках «комплексного освоения территории» в микрорайоне «Ива» компанией «Девелопмент-Юг» намечено создать 1 тыс. 600 школьных мест. И еще 1 тыс. 200 мест обещает создасть «Сатурн-Р» в жилом комплексе «Арсенал». Впрочем, можно сказать, что оба этих случая — «отдельные истории», которые начались еще до принятия гордумой новых правил социального обременения для застройщиков.
Если же теперь инвесторы, желающие построить жилые дома, действительно, где-нибудь в непосредственном центре Перми, «выстроятся в очередь» у входа в мэрию, последствия, при отсутствии четкого понимания перспектив, могут оказаться непредсказуемыми. Если проблема с дефицитом мест в образовательных учреждениях решится достаточно быстро, многие застройщики останутся недовольными нынешней городской властью. Если же льготных, по сути, условий строительства жилья в обмен на школы и садики хватит надолго и всем, то отдельные центральные кварталы столицы Прикамья через пятилетку-другую рискуют быть «утыканными» небоскребами и окажутся «уплотненными» до предела. А это уже вряд ли понравится горожанам, и опять же, вряд ли придаст популярности муниципальной власти, кто бы ни оказался к тому времени у руля.
Анатолий Москвин для Properm.ru