«Кто-то должен был вытащить этих ребят с улицы». Интервью с директором школы, которой пугают детей

«Кто-то должен был вытащить этих ребят с улицы». Интервью с директором школы, которой пугают детей

6 октября 2020, 08:01
«Уральским подворьем» пугают детей, которые плохо себя ведут. В массовом сознании школа для «трудных» подростков в Перми стала местом, куда лучше не попадать. О том, зачем нужно «Уральское подворье» и кто и чему в нем учится, рассказывает его директор Ольга Круглова.

— Ольга Витальевна, что за дети учатся в «Уральском подворье»?

— Это дети, у которых есть сложности с учёбой и общением, совершившие правонарушения и преступления, дети седьмого вида — то есть с задержкой психического развития, в основном с социально-педагогической запущенностью. Некоторые из них не успевают в обычной школе, они могут оставаться в одном классе по нескольку лет. Нам ясно, что это только следствие каких-то других проблем в жизни ребёнка, например, проблем в семье. К сожалению, родители часто используют своих детей как инструмент для шантажа или мести в процессе развода, который может длиться несколько лет. Или в семье может тяжело и неизлечимо болеет кто-то из близких ребёнку людей. Ребёнок не знает, как справиться с такими ситуациями, этому детей никто не учит. Дома он может быть спокойным и сдержанным, но ему нужно куда-то выплеснуть всё, что он внутри себя переживает. Кому-то из-за подобных проблем сложно учиться, кто-то совершает кражи, ведет себя агрессивно и хулиганит.

Если говорить на языке права, то мы действуем на основании 120-го федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно этому закону к нам поступают дети по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и постановлению комиссии по делам несовершеннолетних при условии согласия законного представителя и самого ребёнка.

— Дети какого возраста обучаются у вас? И чему учатся?

— У нас могут обучаться дети с восьми до 18 лет. Есть и старше 18 лет, потому что они оставались на повторное обучение в том или ином классе. Дети обучаются с пятого по девятый класс. Причём пятый класс у нас существует всего третий год благодаря тому, что мы выиграли в конкурсе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и получили федеральный грант. В пятом классе дети получают предпрофильную подготовку по профессии «Техник-спасатель». С детьми занимаются представители МЧС и Россоюзспаса, они бесплатно получают форму, изучают дополнительные предметы, участвуют в соревнованиях «Школа безопасности» и выезжают в оздоровительный лагерь на профильные смены.

В целом предпрофильная подготовка длится в «Уральском подворье» три года: в пятом, шестом и седьмом классах. В восьмом-девятом классах дети уже проходят обучение по профессиям. По окончании девятого класса ребята сдают квалификационный экзамен и даже могут получить какой-то квалификационный разряд по одной из восьми специальностей: пекарь, слесарь, столяр, токарь, продавец, повар, кондитер, маляр-штукатур и парикмахер. Это сохранилось со времён, когда «Уральское подворье» было начальным профессиональным образовательным учреждением, то есть училищем. Благодаря этому у детей и сейчас есть возможность получить азы профессии и дальше — по желанию и возможностям: либо продолжать учиться, либо идти работать.

— Что за специалисты, кроме учителей, работают в «Уральском подворье»?

— Кроме учителей, у нас работает штат психологов, социальных педагогов, воспитателей. У нас своя медицинская служба, потому что многим детям обязательно нужно медицинское сопровождение. Каждое утро у нас начинается с медицинского фильтра. Сейчас из-за пандемии коронавируса он введён во всех школах. У нас эта процедура была и будет всегда. Каждое утро на входе детей встречают и осматривают: медик, психолог, социальный педагог, дежурный учитель.

Например, психолог видит, что ребёнок агрессивен. В таком состоянии его не допускают до уроков, сначала с ним общается психолог, чтобы понять, что с ним происходит, успокоить. Бывает, что дети приходят в алкогольном опьянении. Наши специалисты обязательно должны увидеть это с утра, чтобы не допустить конфликтов в классах. Если есть какие-то вопросы в связи со здоровьем того или иного учащегося, его приводят в медицинский кабинет и там детально осматривают. При необходимости могут вызвать группу быстрого реагирования, родителей, «скорую помощь». Сейчас к этому утреннему осмотру добавилось измерение температуры.

— Как правильно выстроить отношения с ребёнком, которого принято считать «сложным»?

— Нам помогает то, что у нас в штате есть воспитатели. В системе наших взаимоотношений они играют роль едва ли не самых близких людей. Они общаются не только с детьми, но и с их родителями и другими близкими. В таких семьях всё непросто. Есть пьющие родители, около 50% детей воспитываются в семьях с одним родителем или опекуном. Представьте себе мать-одиночку, которая работает на нескольких работах, у которой двое-твое детей. Всё это создаёт неблагоприятный микроклимат внутри семьи, при котором ребёнку обязательно нужен рядом компетентный и доброжелательный взрослый, который может глубоко понять состояние ребёнка, сложившуюся ситуацию и помочь.

Для такой помощи у нас есть условия. Классы — до 15 человек. У каждого класса есть классный руководитель. На каждые три класса работают воспитатель, социальный педагог и психолог. Таким образом, у каждого ребёнка есть, как минимум, четыре взрослых, которые могут и готовы помочь, поддержать, выслушать.

Всё это называется службой комплексного сопровождения «Уральского подворья». Её задача состоит в том, чтобы, помочь каждому социализироваться: научить выстраивать отношения с другими людьми, почувствовать уверенность в собственных силах, научить доверять взрослым.

— Насколько я понимаю, для многих детей из «Уральского подворья» родители являются едва ли не ключевым стрессогенным фактором. Меняется ли как-то их поведение из-за того, что с детьми работают психологи?

— Всё очень по-разному. Но, вы правы, что основные проблемы всегда в семье. Если неблагополучие, нецензурная брань, алкоголизм, наркотики — это норма в семье, то как может относиться к окружающему подросток или как вести себя, имея такой пример дома? Хотя иногда и сами родители приводят детей к нам. Например, в том случае, когда из-за частых переездов у ребёнка не получается прижиться ни в одной из школ, есть сложности с учёбой.

Но чаще всего родители, конечно, сопротивляются тому, чтобы их ребёнок начал учиться в «Уральском подворье». Потому что у учебного заведения сложился не самый благоприятный имидж. Ни для кого не секрет, что нашим учреждением пугают: мол, будешь себя плохо вести, отправим в «Уральское подворье». Мы стараемся этот имидж изменить. Постепенно это получается. Особенно это очевидно, когда выпускники и родители благодарят педагогов за то, что мы делаем, какие возможности даём.

— О каких возможностях идёт речь?

— Например, в 2018 году девочки, которые обучались профессии продавца, написали бизнес-проект по организации профориентационных квестов для детей и заняли с ним второе место в краевом конкурсе «WorldSkills». После победы они претворили этот проект в жизнь: проводили квесты для детей из школ и детских садов на базе нашего отделения с мастерскими в Мотовилихе.

Или ещё пример. У нас на втором этаже на Беляева 43/3 была старенькая мастерская-парикмахерская. Мы написали проект для создания нового парикмахерского салона и мобильной бригады парикмахеров для оказания услуг инвалидам на дому. Выиграли грант в фонде Рыбакова и получили федеральное финансирование. В результате у нас сейчас есть очень красивая мастерская-парикмахерская с отдельным входом для посетителей (стрижку всех желающих по вполне приемлемым ценам наши ученики делают во внеурочное время по предварительной записи) и есть постоянная волонтёрская практика. Во время выездов к инвалидам подростки под руководством педагога делают стрижки, окраску и укладки, учатся деловой коммуникации и, главное, получают слова благодарности за свой труд, а значит чувствуют себя полезными людьми.

— Как вы стали директором «Уральского подворья»?

— Меня пригласили. Я только три года его директор. Хотя в этой системе довольно давно. Я работала в муниципалитете, была председателем комиссии по делам несовершеннолетних в Суксунском и Кишертском районах. Думаю, что Пермскому краю очень повезло, что есть такое учреждение, потому что здесь «трудные» подростки могут поверить в свои силы, измениться к лучшему, достичь результатов. Я не говорю о том, что мы меняем всех. Это невозможно. Ведь большинство детей приходят к нам уже в восьмом-девятом классе, это уже взрослые люди с вполне сформировавшимся характером, который не изменишь. В таком возрасте возможно только убеждать и стараться мотивировать. Иногда уже поздно. Некоторые из наших выпускников оказываются за решёткой. К счастью, таких мало (от одного до пяти человек) и, как правило, они к нам приходят уже совершив преступление.

Около 70% наших выпускников поступает в техникумы, 20–22% — сразу идут работать, причём этот процент ежегодно увеличивается, потому что многие хотят зарабатывать сразу, а не после окончания учёбы.

— Зачем нужно «Уральское подворье»?

— «Уральское подворье» не случайно появилось в 1995 году. Я помню то время. Толпы детей-попрошаек в переходах, около магазинов, на вокзалах. Маленькие воришки, которые промышляли на рынках… Кто-то должен был вытащить этих ребят с улицы и дать им возможность прожить нормальную жизнь с семьёй и работой.

В этом году «Уральскому подворью» исполнилось 25 лет. В марте мы проводили вечер встречи. Приходили выпускники периода 1990-х, 2000-х и рассказывали, как у них сложилась жизнь. Некоторые из них говорили, что только благодаря неравнодушным педагогам из «Подворья» они стали благополучными людьми.

Вера Гиренко для Properm.ru

#Спецпроекты #Общество #Интервью #Детский мир
Подпишитесь