В Ленинском районном суде начались слушания по уголовному делу об отравлении пятидесяти пермяков в ноябре 2019 года в кафе «Овсянка» и «O-fit». Обвиняемыми следствием признаны заведующая производством Юлия Лядова и повар Наталья Хамидуллина, обе работали у ИП Анна Козофат. Одна из них вину в преступлении не признает, вторая — признает частично.
Первое заседания по делу в основных слушаниях было назначено на 16 марта, тогда же планировался допрос потерпевших, однако никто из них не явился, поскольку уведомления из суда не были доставлены. Всего потерпевших — 50 человек, хотя сразу после происшествия говорилась о 29 отравившихся едой из кафе. Сначала было известно только о заболевших посетителях, позднее, уже в суде, выяснилось, что болели и сотрудники ИП Козофат и ООО «Корпорация питания». Между этими двумя предприятиями существовал договор на поставку готовой еды в кафе «Овсянка» и «O-fit», руководителем общества была Светалана Хайдарова. Но в показаниях свидетелей по делу указывается, что всем руководила Козофат.
Ей и было в самом начале расследования предъявлено обвинение по ст. 238 УК РФ — «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Позднее дело было переквалифицировано как ч. 2 ст. 236 УК РФ — «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, повлекшее смерть человека». Процессуальный статус Анны Козофат был изменен на свидетеля по делу, обвинения — сняты. Подозреваемыми стали те, кто в день массового отравления, 15 ноября 2019 года, занимался непосредственно организацией процесса — повар и заведующая производством.
Как известно из допроса врача-эпидемиолога центра гигиены питания Марины Трясолобовой, первые экстренные извещения о массовом отравлении людей начали поступать в Роспотребнадзор утром 16 ноября, и продолжали поступать в течение нескольких дней. После эпидрасследования выяснилось, что 41 из 50 потерпевших ели в кафе «Овсянка» и «O-fit» картофельную запеканку, которая и была признана «виновницей» произошедшего. Ее в тот день готовили с нарушением температурного режима, свидетели называли ее «бледной и непропеченой».
Но, как отметила эпидемиолог, причиной отравления могли быть первые и вторые блюда из меню кафе — сальмонеллу впоследствии нашли на смывах с посуды и в других продуктах. Кроме того, от работы и до заключения инфекциониста была немедленно отстранена одна из сотрудниц линии раздачи кафе. Она не была привлечена по делу, пояснили журналисту Properm.ru в суде, поскольку не работала в день массового отравления 15 ноября.
Пришедших в суд потерпевших возмутило, что в суде называлась именно запеканка, как причина отравления. «Мы ели с ребенком после бассейна. Заказали салаты с кальмаром, а о них нигде в материалах дела не говорится», — неожиданно выступила в заседании «вне очереди» потерпевшая Ольга Макина. Ее поддержали еще несколько товарищей по отравлению. Судья Олег Порошин не стал останавливать процессуально не разрешенные выступления людей, потерпевшие наперебой стали говорить о том, что «на этой кухне явно было все нарушено, а не только неправильно испекли запеканку».
В перерыве судебного заседания с теми же вопросами потерпевшие начали осаждать секретаря судьи и гособвинителя. Их успокоили, что процесс только начался и они смогут внести свои дополнения в прениях. Кроме этого потерпевшие рассказывали друг другу о том, что по гражданским искам суды назначают по 50–60 тыс. рублей штрафа, а они ходатайствовали о гораздо больших суммах, о том, что лечение проходят до сих пор и окончательно не восстановились после заболевания. Бывшие клиенты кафе рассказывали в кулуарах суда, что более месяца находились в стационаре, после тяжелого течения заболевания получили хронические диагнозы — заболевания нервной системы, желудочно-кишечного тракта. Одна из потерпевших, Ксения Антипина, рассказала журналисту Properm.ru, что только сегодня, впервые с момента отравления смогла зайти в помещение кафе «Овсянка», хотя там сменился собственник и работает другой персонал.
Сейчас суд приступил к допросу свидетелей и потерпевших.