Posted 22 мая 2022, 15:26

Published 22 мая 2022, 15:26

Modified 2 марта 2023, 14:42

Updated 2 марта 2023, 14:42

Суд оштрафовал директора пермского приюта для стариков «Добрые руки», где умер постоялец

Суд оштрафовал директора пермского приюта для стариков «Добрые руки», где умер постоялец

22 мая 2022, 15:26
Фото: 1MI.
О скандале в учреждении «Добрые руки» стало известно в октябре 2020 года. Тогда следователи возбудили уголовные дела после смерти одного из постояльцев. Properm.ru удалось найти пермячку, у которой скончалась мать в том же доме престарелых. Сейчас суд признал директора приюта виновной в уголовном преступлении.

Пермский краевой суд оставил в силе приговор директору ООО «Совместный рост» Елене Юлаевой, она должна заплатить в доход государства штраф на сумму 150 тыс. рублей а также выплатить одному из пострадавших компансацию морального вреда на сумму 50 тыс. рублей, рассказали Properm.ru в пресс-службе Кировского районного суда. Следствием ей было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 238 УК РФ — оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.

В феврале 2022 года районный суд вынес приговор организатору центра временного пребывания пожилых людей «Добрые руки», созданного на территории Кировского района города Перми для оказания на возмездной основе престарелым и маломобильным жителям социальных услуг и медико-социальной помощи с обеспечением их проживания и питания. Сюда помещали нуждающихся в уходе пожилых людей, родственники стариков заключали договоры оказания услуг с ИП Юлаева Е.Ф., а также ООО «Совместный рост» и ООО «Новые перспективы». Оплата за месячное содержание в приюте колебалась от 25 тыс. рублей и выше.

Следствием было установлено, что на более четырех месяцев Юлаева и персонал приюта, не имея необходимого медицинского образования, содержали 16 престарелых постояльцев в нежилом здании по ул. Ласьвинская, 100 «а» в Кировском районе Перми. В результате нарушения руководством санитарно-эпидемиологических правил среди постояльцев распространились инфекционные заболевания, которые не были вовремя диагностированы и не лечились. При этом родственники пожилых людей исправно платили директору дома престарелых полженные по договору деньги за оказываемые услуги. Посещения родственникам запрещались под предлогом пандемии коронавирусной инфекции.

Как рассказывали потерпевшие после эвакуации их из приюта: за все время проживания их не мыли, не ухаживали за ними, не подстригали, нательное белье не стирали, постельное белье меняли крайне редко, на прогулки не выводили, не давали общаться с родственниками.

Постояльцы высказывали персоналу претензии о плохом содержании, просили связаться с родственниками, но все они оставались без внимания. Директор приюта Юлаева, общаясь с родственниками пожилых людей, сообщала им, что с ними все хорошо, они чувствуют себя отлично, обеспечены всем необходимым, им оказывается надлежащий уход.

В центре временного пребывания пожилых людей «Добрые руки» медицинские услуги оказывались с грубым нарушением лицензионных требований, а именно:

  • отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на помещения, в которых оказывались медицинские услуги. При отсутствии данного заключения невозможно установить, соответствовали ли помещения санитарно-эпидемиологическим требованиям или нет;
  • отсутствие сведений о государственной регистрации медицинских изделий (медицинские градусники, тонометры), применяемых при оказании медицинских услуг. Установить, какие медицинские изделия использовались в центре временного пребывания пожилых людей «Добрые руки», прошли ли они государственную регистрацию, невозможно;
  • медицинские услуги оказывались сиделкой, не имеющей медицинского образования;
  • отсутствие лица, ответственного за осуществление медицинской деятельности, а также за организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • отсутствие работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.

Во время расследования было выявлено, что при организации деятельности приюта было нарушено не менее двух десятков обязательных требований законодательства о пожарной безопасности. Они создавали угрозу жизни и здоровью находящихся в помещениях людей.

Какие именно противопожарные требования не соблюдались в приюте «Добрые руки». Для изучения нажмите на стрелочку

 — п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, допустила эксплуатацию зданий, в помещениях которых эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников;

 — п. 86 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, допустила эксплуатацию одноэтажного здания, расположенного на заднем дворе здания по адресу: <адрес>, в котором расположена металлическая печь, на которую отсутствуют указания (инструкция) предприятия-изготовителя, а также требования норм проектирования, предъявляемых к системам отопления;

 — п. 81 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390; п. 5.17 СП 7.13130.2013, допустила эксплуатацию одноэтажного здания, расположенного на заднем дворе здания по адресу: <адрес>, в котором печь эксплуатируется без противопожарных разделок (отступок) от горючих конструкций, предтопочного листа, изготовленного из негорючего материала размером не менее 0,5×0,7 метра.

 — п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, не обеспечила исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), не организовала проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами;

 — ст. 52, 134, табл. 28, 29, приложение 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», допустила эксплуатацию здания, отделка стен в лестничной клетке которого выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности;

 — п. 4.4.9. СП 1.13130.2020, допустила эксплуатацию здания, в лестничной клетке 1 этажа которого размещены открыто проложенные электрические кабели и провода;

 — п. 4.4.6 СП 1.13130.2020, допустила эксплуатацию здания двери выходов из помещений первого и второго этажей в лестничную клетку которого не оборудованы приспособлениями для самозакрывания с уплотнением в притворах;

 — ч. 4 ст. 137 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», допустила эксплуатацию здания, в котором узлы пересечения ограждающих строительных конструкций (межэтажные перекрытия) трубопроводами канализации не имеют предела огнестойкости REI 45, противопожарные муфты со вспучивающим огнезащитным составом, препятствующие распространению пламени по этажам не установлены;

 — ч. 7 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», допустила эксплуатацию здания, в котором горизонтальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в здании и сооружениях не имеют защиту от распространения пожара, в местах прохождения кабелей и проводов через внутренние стены лестничной клетки не предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных стен;

 — п. 70 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, допустила эксплуатацию здания, не укомплектованного огнетушителями, в соответствии с нормами согласнопунктам 468и474иприложениям №1 и2 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390;

 — п.п. «о» п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, допустила изменение (без проведения в установленномзаконодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности изаконодательствомРоссийской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренного документацией класса функциональной пожарной опасности здания, осуществив эксплуатацию административного здания класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3 в качестве специализированного дома для престарелых людейкласса с функциональной пожарной опасностью Ф 1.1;

 — п. 5.2.2 СП 2.13130.2020, допустила эксплуатацию здания, в котором на 1 этаже перегородки в кабинеты выполнены из сгораемых материалов (доски);

 — ст. 52, 134, табл. 28, 29, приложение 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», допустила эксплуатацию здания, в котором отделка пола в коридоре 2 этажа выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности;

 — п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, не обеспечила соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования огнетушителей (срок перезарядки, указанный на огнетушителях — март 2012);

 — п. 7.1.8 СП 1.13130.2020, допустила эксплуатацию здания, в котором в лестничной клетке на остеклении дверей не предусмотрены защитные решетки до высоты не менее 1,2 м с обеих сторон двери;

 — ст. 52, 134, табл. 28, 29, приложение 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», допустила эксплуатацию здания, в котором отделка стен в коридоре 2 этажа выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (бумажные обои);

 — п. 5.2.4 СП 4.13130.2020, допустила эксплуатацию здания, часть которого с помещениями для круглосуточного проживания, пребывания людей на объекте класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 не отделена от других функциональных частей объекта противопожарными стенами 2-го типа (или перегородками 1-го типа);

 — п. 5.3.9 СП 1.13130.2020, допустила эксплуатацию здания, в котором двери всех помещений, выходящих в эвакуационные коридоры, предназначенные для перемещения пациентов, за исключением дверей палатных помещений, а также дверей технических помещений категории Д и санузлов, не имеют устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах;

 — п. 5.3.11 СП 1.13130.2020, допустила эксплуатацию здания, в котором помещения палат для маломобильных групп населения, за исключением группы М1 (люди, не имеющие ограничений по мобильности, в том числе с дефектами слуха), в палатных отделениях не отделены от общих коридоров противопожарными преградами, имеющими пределы огнестойкости: стены (перегородки) — REI (EI) 60, двери — EI 30, выходы из указанных помещений с пребыванием МГН (маломобильные группы населения) групп НМ (немобильные граждане) и НТ (нетранспортабельные граждане) расположены на расстоянии более 15 м от выходов в ближайшую безопасную зону, соседнюю пожарную секцию или соседний пожарный отсек;

 — ч. 7 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», допустила эксплуатацию здания, в котором в спальных и палатных помещениях подкласса Ф1.1 допускается применение декоративно-отделочных материалов и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2 (обои, линолеум);

 — п. 74, п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, допустила использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования сгораемых материалов, оборудования и тары, (доски, строительные материалы, оборудование);

 — п. 4.1, п. 4.3, таблица 1 СП 4.13130.2020, допустила эксплуатацию здания Ф1.1, расстояние между которым и металлической бытовкой составляет 4 метра;

 — п. 5.2.2 СП 2.13130.2020, допустила эксплуатацию одноэтажного здания, расположенного на заднем дворе здания, в котором устроена антресоль (верхний полуэтаж, встроенный в основной объем помещения) из сгораемых материалов (досок);

 — п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, не обеспечила исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), в одноэтажном здании, расположенном на заднем дворе здания по адресу: <адрес>, не организовала проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами;

 — п. 70 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, допустила эксплуатацию одноэтажного здания, расположенного на заднем дворе здания, помещения которого не укомплектованы первичными средствами пожаротушения.

В конце октября 2020 года незаконная деятельность приюта была выявлена сотрудниками правоохранительных органов, после чего постояльцы были вывезены из здания и госпитализированы в медицинские учреждения, где им была оказана квалифицированная медицинская помощь.

Уголовное дело в отношении Юлаевой было возбуждено после того, как в приют в Кировском районе после смерти одного из постояльцев 29 октября 2020 года пришла полиция, чтобы удостоверить летальный исход. Было возбуждено уголовное дело, оно расследовалось в отделе по расследованию особо важных дел СУ СКР по Пермскому краю. К расследованию привлекались эксперты МЧС и Роспортебнадзора. После возбуждения дела Юлаева скрылась и была объявлена в розыск, позднее она явилась с повинной и ее задержали.

Из решения суда также известно, что старики, эвакуированные в конце октября имели неухоженный вид, у них были кожные и инфекционные заболевания. Одежда стариков длительное время не обрабатывалась, была не постирана и не глажена. Кроме того, Юлаева не подала документы в министерство соцразвития о том, что открыла второе здание приюта в Кировском районе, об этом стало известно после возбуждения уголовного дела. Кроме приюта на Ласьвинской, 100 «а» у «Добрых рук» был организован приют на ул. Самаркандской.

Юлаева в ходе судебного следствия вину признала частично, лишь в том, что нарушила правила пожарной безопасности. Суд назначил директору частного приюта Елене Юлаевой наказание в виде штрафа в размере 250 тыс. рублей. Часть приговора была зачтена за время, проведенное осужденной под стражей и под домашним арестом. В результате размер окончательного наказания составил 150 тыс. рублей штрафа.

Возмещение морального вреда получит по решению суда одна из бывших пациенток «Добрых рук». Когда во время доследственной проверки частного дома престарелых пожилую женщину эвакуировали домой, ее кожа была покрыта плотной коркой. Медицинское обследование показало наличие у старушки чесотки, полученной во время пребывания в приюте.

Подпишитесь